Фёдор и Елена Лазутины

Эта статья была написана в июне 2012 года в рубрику «Ковчежане» для издававшегося в то время в Ковчеге журнала «Ростки Ковчега».  За два с половиной года до ухода Фёдора Лазутина. Не могу написать слово «смерть», потому что продолжаю чувствовать его мысли, витающие в пространстве Ковчега, его подсказки и предупреждения. Но тогда статья не была опубликована по просьбе самого Фёдора. Я тогда расстроилась, срочно написала в номер статью про другого ковчежанина. Теперь, спустя три года как Фёдора Лазутина не стало, эта статья публикуется в том виде, как была написана шесть лет назад.

Семья Лазутиных: Фёдор, Елена и двое сыновей, Михаил и Афанасий, – какими мы их видим в повседневной жизни нашего поселения? Ухоженное цветущее поместье, тёплый гостеприимный дом, открытость и увлечённость новыми идеями, делами, готовность помочь, понять, рассудить сложности нашей жизни, и ещё что-то такое неуловимое, что, как аромат цветущих растений, притягивает к себе всех, способных его почувствовать.

Мы говорим Фёдор Лазутин, а подразумеваем – Ковчег, поселение с мировой известностью, грамотное не истощительное лесопользование, естественное пчеловодство и ещё много чего полезного, важного, позитивного, что стало неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, привычной, а потому не всегда заметной, по достоинству оцениваемой. И как здорово, что они – наши соседи!

Как же появляются и формируются такие разносторонние, цельные, устремлённые люди?

Фёдор Лазутин родился 3 июля 1966 года в г. Краснодаре, в доме, заросшем виноградником, построенном дедом, куда его матушка специально приехала с севера, чтобы родить здесь сына, которого назвали в честь прадеда. Фёдор, прадед по бабушке, был родом из крестьян из-под Новороссийска, имел трёх детей и был до революции главным инженером элеватора. Он брал в руку зерно и мог рассказать о нём всё. Воевал в Первую мировую, вернулся с войны живым, а дома жизнь спасла ему жена. Был голод, в дом ворвались белогвардейцы, перевернули всё в поисках хозяина, а хозяйка невозмутимо сидела в это время на сундуке, занимаясь каким-то делом. Этот крепкий сундук, спасший прадеда, до сих пор стоит в доме Лазутиных.

Бабушка Фёдора была убеждённой большевичкой, председателем сельсовета. Её направили на учёбу в Автодорожный институт в Питер, где она встретила своего будущего мужа Леонида. Он был родом из Воронежа, его отец был большевиком, революционером, был сослан на каторгу, а погиб в Гражданской войне. Сын Леонид продолжал дело отца, был пламенным коммунистом, участвовал в создании колхозов, но не с помощью оружия и насилия, а убеждал, уговаривал людей объединяться. На одном из собраний деревенские жители сказали: «Будешь председателем колхоза – пойдём к тебе в колхоз».

Затем были крупные дорожные стройки на Дальнем Востоке, а в 1936 году – тюрьма по доносу. Дед ничего не подписывал, застенки, пытки, неизвестность… Беременная жена осталась без жилья, средств к существованию, первые двое детей умерли от голода. С помощью друзей её переправили в Новороссийск, где родился отец Фёдора Леонид Леонидович (мать не надеялась на возвращение мужа).

При Берии деда выпустили, он воевал в русско-японской войне, по штату всегда носил оружие. После ВОВ восстанавливал дороги в Литве, Краснодарском крае, строил шоссе Москва-Сочи. Они осели в Краснодаре, где дед был начальником дорожного управления.

Мать Фёдора родилась в Сухуми, в семье кадрового военного. Её отец, дед Фёдора, был танкистом, офицером, воевал в ВОВ, контуженным попал в плен, в концлагеря, несколько раз пытался бежать. В 1943-м выпрыгнул из поезда в Чехии, где до 1945 года командовал партизанским отрядом. После войны – тюрьма, два года лагерей, выпустили, опять посадили, затем амнистия. Ему пришло сообщение, что поезд, в котором эвакуировались жена и дети, попал в войну под бомбёжку, и все погибли. Но родные каким-то чудом уцелели, и спустя много лет семья собралась вместе.

Родители Фёдора встретились в Москве, после окончания физико-технического института уехали на 35 лет на север в город Апатиты, занимаются до настоящего времени наукой. До 17 лет Фёдор жил и учился в городе полярной ночи и северных сияний, выезжая на всё лето в деревню в Псковской области. С детства много читал, побеждал в олимпиадах, и по стопам отца поступил в Московский физтех. Учился и параллельно работал в течение 10 лет, меняя вузы, НИИ и специальности соответственно изменению мировоззрения с термоядерной физики к молекулярной биологии. Диплом был о причинах аутоиммунных заболеваний. Учёные-романтики 1960-х годов стремились создать такие лекарства, которые избавили бы людей от болезней, но, изобретя свыше 100 тысяч химических соединений, заполонивших человека и его среду обитания, столкнулись с неразрешимым явлением. Иммунная система человека оказалась неспособна различать, распознавать чужеродные химические элементы в органах, тканях организма, в результате чего возникли аутоиммунные заболевания, то есть запустился механизм саморазрушения, самоуничтожения «человека технократического».

Процесс переосмысления сути и путей современной цивилизации происходил у Фёдора постоянно: и в научных библиотеках, и в горах (покорил все вершины Советского Союза), и в стройотрядах. Не получив ни одной серьёзной травмы во время занятий альпинизмом, в 1992 году сломал ногу в Москве и год провалялся по больницам, читая и размышляя в тиши больничных палат. Толстой, Лао Цзы, и самая значимая на тот момент жизни книга – «Уолден, или жизнь в лесу» Т.Д. Торо. Итогом явилась новая революционная мысль: надо менять образ жизни. Заканчивая институт, Фёдор знал, что будет жить в сельской местности.

Через 2 года, оставив НИИ и перспективы научной карьеры, перебрался в сельскую местность под Троицком, основав артель из 7-8 человек. Занимались заказами на столярку, делали иконостасы для храмов. В артели были дружеские взаимоотношения и принятые правила. Кроме того, и Фёдор считал это очень важным, артель возделывала свой огород и сад.

Первая семья Фёдора не поддержала его идеи о жизни на земле. Для рождения нового образа жизни не хватало нового сознания. В 2001 году начался следующий этап жизни Фёдора – знакомство с книгами В. Мегрэ, поиск единомышленников.

Первыми были Ивченко, Капустин, Новичковы. 12 июня у Выговского в Тарусе Фёдор встретил Лену.

Корни Елены – из деревень Ульяновской и Нижегородской областей. Её бабушка прожила 90 лет, была старшей из 8-х детей, распределяла обязанности по дому, хозяйству. Родилась Лена 30 января 1978 года в Димитровграде, ходила в художественную школу, занималась спортом, мечтала об океанологии, геологии, любила жить летом на даче, но по совету родителей поступила на экономический факультет в Ульяновский филиал МГУ. В 1997 году прочитала только что вышедшую первую книгу «Анастасия». На 4-м курсе полгода работала в Америке с детьми и в семейном бизнесе (на нескольких гектарах земли со своими козами, рестораном). Всё время собирала опыт для своей будущей жизни на земле. После института год проработала экономистом на успешном предприятии в Нижнем Новгороде, после чего неожиданно для всех уехала в Москву. Для родных версия была – поступление на двухгодичный курс MBI в Академии народного хозяйства. Параллельно работала маркетологом в телекоммуникационной компании и искала единомышленников.

Летом 2001 года Фёдор, Лена и их новые друзья нашли землю под поселение, сделали анализ почвы, зарегистрировали 19 августа некоммерческое партнёрство, выбрали Фёдора директором (а неформальным лидером он был всегда). Зимой еженедельно встречались в Коньково, разрабатывали документацию, и в мае 2002 года Лазутины с трёхнедельным сыном и единомышленниками выехали в чистое поле строить Ковчег. Осенью этого же года переехали из палаток в Общий дом, где зимовали М. Немков, С. Ивченко, М. Новичков, затем приехала семья Ризвановых. Обсуждали идеи общинности, коллективности, Общего дома, собраний, правил.

— Современная идея, — говорит Фёдор, — это идея собственности: «Я могу себе это позволить». Она прижимает нас к земле, потому что в основе лежит страх, страх эту собственность потерять. А любое движение, развитие, подразумевает энергию свободы. Энергия свободы, развития, творчества возникает из нового сознания, в первую очередь это новые приоритеты:

  • забота об окружающей среде
  • осознанный минимализм
  • приоритет духовного над материальным

Первично – это ощущение единства, семьи, коллектива. А база для общинности – это:

  • общие цели
  • распределение обязанностей
  • общее пространство, забота о котором выше индивидуальных целей

На земле должны родиться люди с новым сознанием, новой единой целостной культурой. Культура – это совокупность разума, знаний, чувств, традиций. Это то, что удерживает общество, задаёт ему правильный вектор. Есть два вектора. В рамках грамотно выстроенного сообщества каждая личность развивается. Противоположный вектор ведёт к деградации каждого и общества в целом.

Ковчег сейчас на распутье, ему нужна альтернатива, нужен механизм появления нового, механизм решения конфликтов.

О будущем говорит Елена Лазутина:

— Будущее – это дети с новым сознанием, способностями, умением общаться с землёй, растениями, животными, с новыми ценностями, внутренней жизнью. Прошло десять лет – хочется быстрого расцвета земли.  А в Ковчеге сейчас этап накопления энергии на что-то созидательное.

Фёдор:

— Мне хочется большего. Задача – построить новую культуру. В Ковчеге собралось очень много хороших людей. И значит, у Ковчега есть шанс.

Для нас Фёдор Лазутин жив, потому что живет поселение, созданное им, продолжаются задуманные им проекты, растут деревья, посаженные его рукой.  Его душа в этом пространстве и в наших сердцах. Своими добрыми помыслами и делами, творчеством, нашим единством мы продолжаем и развиваем то, что было заложено Фёдором, и знаем, что он обязательно к нам вернется, потому что по законам Вселенной по-другому просто не может быть.

 

Светлана Федотова, ПРП Ковчег, Калужская область