Эта статья писалась о нашей ковчежанке, Надежде Петровне Степановой, 6 лет назад для журнала «Ростки Ковчега». 16 мая Надежде Петровне исполняется 72 года! И то, о чём мечталось 6 лет назад, осуществилось: и каскад прудов, и зимний дом, и плодоносящий сад… Приходя к Надежде Петровне словно попадаешь в сказочное пространство моря цветов, уютных тенистых уголков, вкусных ягодных полян…
А в этом году Надежда Петровна решила сделать ещё один подарок нашему любимому поселению – задумала и осуществляет проект «Цветы Ковчегу». Видимо, мечтает о том, что весь Ковчег станет волшебным цветущим поселением. Давайте поможем осуществиться этой красивой мечте!
ЛЕСНИЧИХА: 20 ЛЕТ В ЛЕСНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
В нашем поселении есть представители всех возрастов. Самым старшим уже за 80 лет и ежегодно Ковчег молодеет на 2-3 новорождённых. Это создает баланс опыта, житейской мудрости и юной энергии удивления и открытия мира. Мы радуемся и восхищаемся нашими детьми, но ничуть не меньше вдохновляют, дают пример бодрости, активности, выносливости наши пожилые ковчежане.
И сегодня наш рассказ о замечательной ковчежанке Надежде Петровне Степановой.
В первый же год своего вступления в Ковчег Надежда Петровна высадила лес, вручную выкопала пруд, вырастила вкуснейшие овощи, которые довелось попробовать многим.
Она также была организатором группы взаимопомощи, сделавшей немало добрых дел на начальном непростом этапе освоения поместий. Саженцы из её питомника радуют своей красотой и плодами многих ковчежан. Надежду Петровну можно назвать и лесоводом, и садоводом, и огородником, и цветоводом, но самое главное – она всегда готова поделиться своим опытом, знаниями, помочь, подсказать, ободрить. У этой невысокой худощавой женщины хватает сил и энергии не только на своё поместье – то около Общего дома появятся фигурные клумбы с цветами, то в молодежном лагере высокие тёплые грядки, то она участник митингов по защите окружающих лесов и полей…
Вот уж действительно – старость её дома не застанет!!!
При этом Надежда Петровна открыта всему новому, будь то сыроедение или философский клуб, к ней тянутся 20-летние со своими проектами. Это ли не показатель молодости духа и щедрости души!
«Все время ищу новое в жизни. Раньше меня всегда тянуло за горизонт. В лесхозе у меня было около 10 тысяч гектар леса. Но меня влекло неизведанное. А в Ковчеге меня перестало тянуть вдаль, открылись новые горизонты – вглубь, в пространство земли, поместья, поселения, в отношения людей. Пришло переосмысление – ведь бесконечный поиск не дает посмотреть на то, что здесь и сейчас».
Надежда Петровна Степанова родилась 16 мая 1948 г. в г. Ярцево Смоленской области. Её родители, Петр и Мария, встретились ещё до войны. Маме было 16 лет, она была красавица, певунья и плясунья, отец, которому было 19 лет, ей под стать, красавчик, по которому сохли местные девчонки. Они жили через стенку, и на свидание Петр приглашал Марию, ставя на патефон определённую пластинку. Война их разлучила, но после войны они встретились и поженились, построили дом на краю леса и реки, завели крепкое хозяйство, родили двух дочерей. Самостоятельные, энергичные, оба работали в торговле, через 12 лет они разошлись, по-видимому, не простив этого ни себе, ни друг другу. Потому что когда через 9 лет Мария уходит из жизни, Пётр, у которого уже была вторая семья и сын, через 1,5 года следует за ней в мир иной.
Надежда в это время училась в энергоинституте г. Смоленска по специальности «Автоматика и телемеханика». В школьные годы легко давались точные науки, математика, физика, химия (которые с удовольствием объясняла своим друзьям-одноклассникам), при этом очень любила природу, управлялась по хозяйству, ухаживала за больной матерью.
После окончания института распределилась в подмосковный город Фрязино в НИИ «Исток». В «почтовом ящике» проработала 4 года, живя в общежитии, и решила изменить свою жизнь, чтобы быть ближе к природе. Вернулась в Ярцево к бабушке Тане, стала искать работу в лесничестве. Один год проучилась в лесохозяйственном техникуме, а потом устроилась мастером леса в самый дальний лесхоз, Кучеровское лесничество, с непроходимыми лесами и бездорожьем. Постигала новую для себя науку на практике и по книгам старых мастеров. 5 лет работала помощником лесничего, занималась отводами под рубки (выборочных рубок тогда практически не было), уходом за лесом (посадки, прореживание, прочистки, осветление), приводила в порядок запущенную документацию. Затем была работа в Александровском леспромхозе и межхозяйственном лесхозе – в общем, 20 лет в лесном хозяйстве.
«Это был интересный образ жизни – рассказывает Надежда Петровна, — маленькое лесничество на 13 дворов в глубине леса, где жили, в основном, своим хозяйством. В моем подчинении было около десятка лесников-мужчин, с которыми я нянчилась, как с детьми – помогала, что-то организовывала, разруливала семейные конфликты. Никогда не боялась ходить в одиночку по лесам, научилась ориентироваться по картам. Все свои лесные угодья объезжала на мопеде, который часто ломался посреди леса, и я шла пешком. Иногда проходила в день до 20 км. Два раза были встречи с кабанами. Один раз бегали с кабаном наперегонки: я на лошади в телеге, а он – рядом. Второй раз встретила семью кабанов. У меня был маленький топорик, но он мне не пригодился, я уплыла от них на плоту через болото. В наших лесах водились медведи и волки. Как-то раз я шла пешком 12 км через болото, и меня время от времени сопровождал хруст веток за спиной (наверное, охраняли от браконьеров))). А еще был случай, когда меня пытались запугать стрельбой из ружья за расследование и составление акта за самовольную рубку леса. Я догадалась, кто это был, а он догадался, что я догадалась и не испугалась».
А еще было замужество, рождение дочери Татьяны, период занятия своим бизнесом – поделочные камни для индийских украшений. Благодаря предпринимательству в период перестройки смогла купить квартиру для возвращения в родное Ярцево.
В 2004 г. впервые приехала в Ковчег и сразу написала заявление на прием. Надежду Петровну приняли заочно (такое тогда случалось). И следующим летом она приехала с двумя маленькими внуками в поместье – обживать и благоустраивать свое пространство. Посадила лес, вручную выкопала пруд, сделала цветники и к осени собрала отменный урожай овощей (который в основном раздала соседям, так как погреба еще не было). Следующим летом сама построила баню и привезла сруб для дома. Два Сергея, Ивченко и Шевляков, организовали печной семинар и коллективно сложили Надежде Петровне чудесную кирпичную печь. При этом она успевала наверстывать упущенное в детстве: ходила в хор, театральную студию… И все это в 58 лет!
Сама Надежда Петровна говорит, что это похоже на новое рождение: работа над собой, избавление от внутреннего напряжения, мечты о будущем поместья и поселения. Хочется достроить дом для комфортной зимовки, сделать каскад прудов, заложить плодовый и экзотический сад.
Так же как и многим ковчежанам, Надежде Петровне близка идея жизни в бесконфликтном обществе: «Мы все должны понимать, насколько мы разные (разное мироощущение, миропонимание), принимать друг друга такими, какие есть, и действительность принимать какая есть, не ломать, не бороться с ней. Что я могу сделать в ней хорошего, доброго? Через созидание, а не через борьбу. Борьба – бесполезное дело, чем больше давление – тем больше сопротивление. Надо налаживать контакты, мостики со всеми, договариваться».
Пусть эти разумные и добрые слова прорастают в душах наших детей, внуков, правнуков совместными добрыми делами на благо нашей большой и малой Родины!
Светлана Федотова