Недалеко от нашего поселения находится церковь Николая Чудотворца. Церковь не действует более 50 лет. Её размеры и форма свидетельствуют о жизни, которая кипела в этих местах более 100 лет назад. На данный момент церковь потихоньку разрушается. Природа берет своё. В этом году местные жители деревни Боболи собрались вместе и очистили территорию церкви от травы и зарослей кустов. Теперь можно близко подойти к церкви, зайти в неё и полюбоваться остатками фресок на её стенах. Ниже видео облета церкви в августе 2019 года и описание церкви, составленное А. Сочневым.
«Церковь была построена в 1835 году на средства знаменитых благотворителей — графа и графини Потоцких —Марии Александровны и Болеслава Станиславовича.
Почему это место? В Боболях была усадьба Марии Потоцкой, до замужества княгини Салтыковой.
А на этом месте со времен прадеда Ивана Грозного — князя Владимира Храброго (1353-1410) стоял «храм Николе чудотворца в селе Буболь». Древняя деревянная церквушка в обиходе местных жителей называлась Никольской или церковью Николы Угодника. Потоцкая велела строить новый храм рядом с деревянной церковью. Было возведено восьмигранное (восьмиугольное) сооружение, с боковыми приделами и небольшой трапезной.
Деревянная церквушка ещё 30 лет стояла с каменным храмом бок о бок, пока при перестройке храма её не разобрали. Реставрация проходила в 1866-1869 годах, уже после смерти Потоцкой. Она умерла в Париже от туберкулеза в возрасте 37 лет в 1845 году, похоронена на кладбище Монмартр. Храм достраивали на средства её дочери — графини Строгановой. Мария Болеславовна Строганова была замужем за известным коллекционером графом Григорием Сергеевичем из знаменитого семейства меценатов Строгановых, создателей старейших в России художественных учебных заведений, известных своим демократизмом — в них принимали детей не по происхождению, а по таланту. «Строгановку» окончил архитектор из семьи крепостных крестьян Пётр Иванович Гусев. Блестящий мастер своего дела, он был знаком семье Строгановых и вопрос о том, кого пригласить для перестройки храма в Боболях, у них не стоял.
Церковь была перестроена в русско-византийском стиле, Гусев спроектировал и пристроил колокольню, новые боковые приделы — Коломенской Богоматери, великомученика Никиты и великомученика Георгия. В выборе великомучеников есть историческая преемственность — с незапамятных времен до 17 века в Боболях, кроме Никольской, была ещё одна церковь —Страстотерпца христова Георгия.
В материалах дозора 1613 года дьяка Владимира Лошакова было записано:
«за боярином за князем Борисом Лыковым в вотчине селе Бобол на речке на Кыцеме храм Страстотерпец христов Георгий с пределом Никиты христиво мученика — древен, да другой храм Николе чудотворца тож древен».
Так архитектор Гусев в одном храме восстановил два древних.
После смерти Марии Болеславовны, в 1882 году, усадьба отошла её дочери Марии Григорьевне (в замужестве Щербатовой) и принадлежала ей вплоть до революции 1917 года. 62-летняя Мария Щербатова была расстреляна большевиками вместе с 40-летним сыном и 39-летней дочерью в 1920 году в их имении в украинском городе Немиров. Усадьба в Боболях была национализирована.
Служба в церкви Николая Чудотворца в Боболях продолжалась до 1969 года, когда её закрыли.
После этого здание использовалось для хозяйственных нужд. В 1997 рухнул купол храма. В 2000 году были проведены незначительные восстановительные работы.
Храм относится к епархии РПЦ МП, подворье Свято-Никольского Черноостровского женского монастыря (г. Малоярославец).»