Часть первая

Когда-то сама идея жить на земле казалась малосбыточной, почти не реальной, и при этом, какой-то удивительно манящей. Как это — горожанам оставить привычный образ жизни, родных и друзей ради кусочка земли, на котором не только ещё ничего нет, но и у которого и желания подчиняться даже малейшему возделыванию нет никакого?!!
И тем не менее, никакого другого пути уже не виделось, идея перерастала в задачу, а задачи объединялись целью. И цель была одна — переехать. И как-то без особенных деталей. Переехать -это главное! Переехали. Открылись новые горизонты, новые цели, задачи. Много чего нужно: и дом построить, и сад заложить, и участок так спланировать, чтобы потом когда время придет пруд копать поменьше пересаживать… И всё увлекательно, многообразно, разнопланово! Всё открывает двери в какие-то новые почти необъятные сферы деятельности и жизни! И дети подрастают рядышком. Какие-то занятия стали с ними проводить, потихоньку объединяя в группу шуструю и шаловливую детвору. И вдруг, именно вдруг, пришло понимание, что детям уже по 6 лет, и вроде как-то нужно подумать о школе… Я описываю это потому что много-много раз после этого встречала родителей, для которых пора школы приходит как-то вдруг, неожиданно. До этого, вроде как и думать о ней не хочется. То есть да, конечно, что-то думается, но всё как-то не конкретно, так, вообще. Но нам повезло, у нас была Оля!

Итак, у нас была Оля — на тот момент мама двух дочерей, одна из которых была, как и наши дети, дошкольницей, а вторая уже училась в 6 классе. У Ольги был больший, чем у нас родительский опыт, в том числе, опыт освоения учебной программы дома со старшей дочерью. Кроме того, у неё был опыт преподавания в Московской Монтессори-школе, и, главное, было целостное видение образовательного процесса.Это видение она попыталась передать и нам. Кто-то оказался отзывчив на её предложение, кто-то — остался в стороне, но, так или иначе, в какой-то момент Ольга сказала: «Я начинаю! Кто со мной, давайте вместе!»
Так мы начали. У нас ещё почти не было материалов, не было помещения, но была готовность пуститься в длительное образовательное путешествие с нашими детьми и друг с другом. Конечно, мы и не подозревали тогда, что из этого может вырасти такой длительный и серьёзный проект, как школа в поселении.

Итак, начались наши первые занятия. И с самого начала был заложен один из основных принципов будущей школы — «В школу приходит не ребёнок, в школу приходит семья». Это значит, что каждый родитель становится ведущим какого-либо предмета, или творческих занятий, или организует походы в лес. Любые занятия! Зависит это от запросов группы и, конечно, родительских возможностей. Хотя, как оказалось, родительские возможности при определённой мотивации если не безграничны, то очень велики!
Это сразу убирает вопрос денежной оплаты — ведь каждый делает то, что может, и делает это максимально хорошо.
Это предоставляет достаточно большой спектр возможностей для разноплановых занятий и детей, и взрослых.
Это очень сплачивает родительский, детский и родительско-детский (!) коллектив.

Для создания единого понимания того КАК мы представляем обучение наших детей, чего хотим достичь в итоге нашего процесса, понимания наших целей и задач очень важную роль сыграли различные варианты привлечения родителей в образовательную тематику. Например, на начальном этапе мы все ходили на занятия друг к другу. Договорились, что помимо учителя на занятии находятся ещё два родителя. Но только с условием полного включения в учебный процесс: зрителей — нет! Это дало нам возможность познакомиться с особенностями работы друг друга, увидеть собственных детей в ином качестве, обогатить свою ещё только создающуюся педагогическую копилку. Кроме того, мы устраивали погружения друг для друга по тематике той методики, которой владели. Так, у нас прошли погружения по Монтессори-педагогике, по творческой системе обучения Т. Смирновой. Интересным оказался опыт погружения для родителей в материал по русскому языку и математике начальной школы. Дело в том, что у нас, как и у многих родителей существовало некоторое предубеждение перед образовательной программой. Что-то типа: «А зачем этому вообще нужно учить?», или «Да я всё равно из школьной программы ничего не помню!» Знакомо? А оказалось всё иначе. Всё оно где-то в памяти хранится, только не используется, зачастую разрозненно, и попахивает чем-то вроде нафталина. Но! Когда оказалось, что, к примеру, русский язык можно преподавать иначе, начинать с корнеслова, заглядывать в исторические аспекты развития языка этот предмет начинает оживать и становится по-настоящему увлекательным! Взрослые люди, закончившие школу 10-15 лет назад, вдруг восклицали: «Надо же! Почему же мы этого в школе не проходили!» Так начинались погружения для взрослых и ребят средних классов.

Помимо наших дошколят, в поселении уже тогда круглогодично проживало порядка 10 подростков. Создать для них единый образовательный процесс не представлялось возможным, ведь официально они числились в разных школах, в разных классах, с разной системой аттестации. Поэтому, с лёгкой руки всё той же Ольги для них были организованы ряд погружений по основным предметам. Погружения мы делали как могли, и как понимали. Задача была — за короткий срок (обычно около недели)вспомнить или освоить основные темы предмета в объеме 7 класса. Занимались по несколько часов в день. Были погружения с основным ведущим, то есть с «предметником», если таковой находился. Либо предмет подразделялся на основные темы и каждый готовил доклад по ней. Очень приветствовались на таких погружениях взрослые, которые так же, как и дети готовили свою часть погружения, и просто привносили толику своего опыта при обсуждении того или иного понятия, или процесса. Так, одними из первых прошли погружения по русскому языку, математике, географии, биологии.

Историю осваивали так: в условленный день каждый принёс книгу, по которой он хотел бы осветить тему в разделе «Древний мир». Кто-то принёс Библию, кто-то Бхагват-Гиту, кто-то «Звенящие кедры России», кто-то энциклопедическую литературу, учебники. Распределили темы и назначили слушания. Параллельно с слушанием докладов на ленту времени заносили фактическую информацию. Поразительным для всех оказалось, что противоречий в этих источниках вовсе не так уж много!
Так мы «загорались» предметной составляющей разного рода учебных направлений. Дети были рядом, и это дало нам всем бесценный опыт!

Помимо учебных погружений, уже в тот период появилось довольно много творческих занятий для подростков. В Ковчег, как и во многие другие поселения, приходили люди самых разных творческих профессий. Все занятия носили некоммерческий характер, и люди щедро делились своими умениями и знаниями друг с другом. На такие занятие приходили и взрослые, и дети. Так появились первые художественные, музыкальные, танцевальные и даже театральные занятия. Всё это ещё носило характер «пробы пера» и было достаточно просто, если не сказать примитивно. Театральные постановки, например, изначально преследовали лишь задачи объединить подростков для какого-то общего действия, и просто порадовать жителей поселения по случаю какого-либо праздника. Всё делалось буквально из подручных материалов. Однако, на такие представления с удовольствием приходили и младшие дети, и взрослые. А когда спектакли стали посвящаться нашим ковчеговским темам, то радости и зрителей, и исполнителей не было предела!
Конечно, эти постановки ничего не имели общего с тем профессиональным уровнем, на который сейчас Олег Малахов вывел детскую театральную студию! Но! Когда спустя несколько лет мы спросили наших теперь уже выпускников, тех ребят, кому тогда было по 11-12 лет, «За что они благодарны Ковчегу?», несколько из них сказали: «За погружения и за подготовку спектаклей». Удивительно…



Ещё одной важной вехой того времени в жизни детей, подростков и взрослых стало появление в Ковчеге народных праздников, точнее говоря, праздников Солнечного круга. Привезла нам их тогда Антонина, которая родилась и выросла в Вологодской деревне и сохранила память о том, как её земляки отмечали раньше эти праздники. И взрослые, и дети открывали для себя удивительные глубины русских традиций, но, если для взрослых это было некое знакомство с народной культурой, то детьми воспринималось, как само естество. Помню, как разжигая в обычный, не праздничный день костерок, они собрались дружной стайкой и тихо, но серьёзно и очень упорно приговаривали: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло». Подумалось тогда, что для них эта культура будет гораздо ближе и понятнее, чем для нас…
Особенная ценность этих праздников заключалась ещё и в том, что они праздновались всеми жителями Ковчега от мала до велика.




Нина Варшавская, Экопоселение Ковчег.