Валентина

Меня зовут Валентина, я мама девочки 12-ти лет, которая родилась и выросла в Ковчеге. Вопрос образования здесь достаточно актуален, так как мы все делаем своими силами. Принцип: есть человек-есть дело,здесь работает железно. Поэтому, когда наступило время, когда некому было вести ряд предметов мне пришлось выбирать: или дочь сидит и учит учебник за учебником дома или я беру себя в руки, изучаю один предмет и преподаю всем её ровесникам (их в поселении 5 человек). Выбор пал на историю, которую я ни в школе ни после школы сама толком не знала. Поэтому углубившись в предмет я поняла, что это достаточно интересно.
Я разработала конспекты, где каждая тема (один или два параграфа)на одном альбомном листе А4. В схематическом видев виде мини-конспектов. Детям это понравилось. За урок мы пишем этот конспект с моими более подробными объяснениями. Правда за 45 минут мы не укладываемся, так что часто дети дописывают их дома с ксерокопий которые я им раздаю. На следующем уроке мы повторяем предыдущий и пишем следующий. По моему опыту прошлого года это реально работает. Дети в начале этого учебного
года многое помнили. Или очень легко вспоминали, заглянув в схему соответствующей темы.

С датами я поступала так. По своему опыту и многих других знаю, что все равно многие факты не задерживаются в памяти. Поэтому я определила несколько ключевых дат в изучаемом периоде и просила их выучить. Почти каждый урок (или через урок) мы делали словарный диктант по историческим понятиям в изучаемых темах. Я говорила определение понятия, а дети должны были записать только одно слово – само понятие. И вот в эти диктанты я вставляла даты. То есть я говорила что произошло, а они дату. Так постепенно, если их не очень много они запоминаются. На диктант уходило не более 5-7 минут.Проверяла я их в конце урока, когда они переписывали конспект после объяснения. Им всегда очень хотелось узнать результаты диктанта.

Да, в реальности у меня уходило много времени на написание этого конспекта, но зато это теперь можно передавать их следующим классам, которые идут за нами. Мне понравилось, что дети говорят, что им интересно и не ищут повода не приходить на мои уроки, что, конечно, радует.

Алексей

Представляем Вам нашего учителя химии. Как и у многих из нас, у него нет педагогического образования, но есть большая любовь и преданность самой химии, а ещё есть готовность искать различные подходы и методики, творчески их обрабатывать, создавать новые. В итоге, большая часть наших выпускников выбирают химию в качестве предмета для экзаменов и успешно сдают. А на занятия факультативно ходят ребята из более младших классов.

Ниже приведён подробный отзыв Алексея.

ВСТРЕТИТЬСЯ С АЛЕКСЕЕМ ВЫ МОЖЕТЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СЕМИНАРЕ 3-5 ФЕВРАЛЯ В КОВЧЕГЕ!!!

На уроках химии мы проходим предмет, начиная от общего видения места химии, как науки, в других естественных науках. После знакомимся со структурой предмета и последовательно её изучаем, от строения атома – до химических задач.

Весь предмет объединён в 5 законченных смысловых блоков:

1. Строение атома
2. Простые вещества, периодический закон и таблица Менделеева
3. Теория химической связи, соединения, классы неорганических соединений
4. Химические реакции
5. Задачи

В каждом блоке используются разные подходы, которые набрал их из образовательных семинаров в Ковчеге (и не только).
1. Настольные игры
2. Элементы парного обучения: карточки, взаимотренаж
3. Работа в малых группах, «вертушки»
4. Майнд-карты
5. Самостоятельная работа с текстом, обобщение материала, доклады
6. Практика, проведение опытов
7. И, конечно, лекции и разбор примеров у доски

Настольные игры по химии были разработаны, как способ сделать изучение предмета интересным. Игра, как способ изучения, оказалась эффективной. Буквально, в разных классах (в двух разных школах) я наблюдал, как дети не уходят на перемену и даже на обед и продолжают играть. В игра есть не только соревновательный момент: дети становятся учителями другу друга, оценивают ответы своих товарищей и получают оценки от них. Также в играх есть элементы, когда выгодно объединиться для того, чтобы пройти по игре дальше.

Игры опубликованы тут:
1. Нейтронная звезда – http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/196/
2. Свойства простых веществ – http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/197/
3. Классы химических соединений и химические реакции – http://metodiki-dlya-podrostkov.ru/materials/198/
(к описанию прилагаются pdf-файлы с картинками).

Опыт преподавания у меня три года. Один год – репетитором, один год по классно-урочной системе и один год – погружениями, по некоторой «бессистемной системе», которую выдумал часто даже на ходу. Однако, надеюсь, детям было интересно, ГИА сдали хорошо.

В процессе обучения оценки детям я не ставлю, стараюсь работать до возникновения понимания в глазах ученика. Очень помогают родители, прорабатывая с некоторыми детьми сложные для них моменты. Домашнюю работу раньше не задавал совсем, но ближе к экзаменам давал решать уравнения и задачи. Перед самой сдачей, индивидуально, с каждым учеником, прорабатываем темы, которые он знает не очень хорошо.

Так же есть опыт с другой школой, когда перед экзаменами надо поднять все знания по предмету в «оперативную память», то есть вспомнить всё, а потом сдать и забыть (тем, кому больше химия никогда не пригодится). Для этого я провожу лекцию по всему школьному курсу химии сразу, за 1-2 дня, 2-4-8 часов, с малой группой или индивидуально. Это резко повышает уровень знаний учеников и позволяет получить более высокий бал.

В этом году в нашей школе я 9-му классу химию преподавать не стал, так как они её уже и так изучают два года. Так что мы просто написали тесты. А для тех, кто будет сдавать ГИА – мы запланировали на весну серию погружений, чтобы хорошо подготовится к экзамену. На эти погружения мы будем приглашать учеников и из других поселений.

По органической химии, возможно мы проведём погружения где-то этой зимой, тоже с приглашением учеников из других поселений. Следите за нашими новостями.

Кстати, если в вашей школе есть потребность в проведении погружения по химии – пишите me@alexvk.ru.

И – небольшая просьба. В нашей школе, в Ковчеге, для работы с текстовым материалом очень не хватает хороших книг по химии. Например, «Общая Химия» Глинки, его же сборники задач и так далее. Может быть, у вас на антресолях завалялось что-то похожее? Или, если у вас есть какие-то ненужные штативы и любое другое лабораторное оборудование – пишите нам, мы будем рады таким подаркам

 

Нина

На уроках сольфеджио я использую проектор: не нужно распечатывать ноты и покупать дополнительные пособия на каждого ученика; дети двигаются, поочередно показывая на экране то, что требуется в упражнении; одновременно поют и перемещаются по ладовой лестнице, чтобы глазами, ушами, руками (показывают звуковысотность) и даже ногами почувствовать что такое лад. Самая высокая оценка, когда ребенка спрашивают родители: “Ну как вы позанимались?” А он отвечает: “А мы не занимались, мы играли!” Но я-то знаю, что это не так… ?

 

Юлия

Славянская писанка. Писали мы с детьми лет 5-6 назад. Для меня это занятие сродни медитации, если выражаться современным языком. Хранят писанку в живом зерне. Зерно потребовало замены, поэтому его здесь нет. ) Писанку пишут на какую-то задачу определённую, подбирая подходящий орнамент. Непременно на целом яйце, не на пустой скорлупе. Пишут разогретым воском, закрывая им те места, которые останутся не окрашенными новым цветом. Окрашивают, окуная в банку с красителем. Покрывают красками послойно от светлого цвета к темному. Вам знакомо такое ремесло? А какие хобби у вас?

 

 

Инга

Замечательный наш педагог, мама троих детей и молодая бабушка уже довольно большого внука!
Инга начала заниматься с детьми ещё живя в городе – сначала будучи воспитателем, а затем методистом в детском саду. Приехав в Ковчег, сразу включилась в образовательные проекты для своих детей– старшеклассников, организовала издание журнала «Ростки Ковчега» и детской газеты «Росточки Ковчега».
Дальше было множество проектов, в которых Инга принимала самое активное участие, либо организовывала сама. Среди них поездки с детьми в Карачаево-Черкессию, Звёздный городок, совместный проект с экскурсоводом Музея им. Пушкина в Москве, посещение концертов, спектаклей и пр. Внутри Ковчега Инга выстраивает обучение как малышей, так и старшеклассников. Даже такие предметы, как физкультура и ОБЖ с её подачи были превращены в проект-знакомство с Олимпийскими чемпионами, спортивный праздник и мероприятие по оказанию первой медицинской помощи, которое прошло необыкновенно весело! Параллельно Инга занималась и продолжает заниматься с дошкольниками. А когда подрос внук, взялась и за занятия с ним и его сверстниками. Для этого Инга освоила новую для себя программу Ольги Соболевой по русскому языку, по которой занимается уже несколько лет с разными потоками детей. Благодаря Инге возникли такие проекты, как Литературная гостиная, МХК для младших школьников. Инга устраивает самые различные праздники для ребят всех возрастов и для взрослых, всегда принимает активное участие в проведении детских лагерей. А ЕЩЁ, в руках Инги находится формирование нашего непростого, специфического, порой сложно стыкуемого расписания, а это – ОЧЕНЬ непростая работа! Инга умеет увлечь ребят самого разного возраста, потому что сама увлекается и предметом, и своими собеседниками. Умеет радоваться вместе с детьми их достижениям и помогает пережить разочарования. А ещё Инга умеет находить контакт и объединять взрослых, что бывает весьма непросто. Вот такая у нас Инга! Сами себе завидуем!!!

Людмила

Мама четверых замечательных детей, красавица, умница, прекрасная хозяйка и просто МОЛОДЕЦ!
Люда пришла в Ковчег, имея ещё только двоих детей. К моменту, когда старшему ребёнку пришла пора идти в школу, Люда уже хорошо представляла, каким образом она хочет выстроить процесс начального обучения для сына, его сверстников и подрастающей дочери. Люда нашла систему В. В. Жохова, встретилась с автором, и под его бдительным руководством стала осваивать методику. Таким образом, сформировался класс, в котором Людмила занималась с детьми русским языком, чтением, математикой и английским языком по этой методике. За первый год обучения ребята освоили добрую половину всей программы начальной школы (а может и больше!), и, главное, занимались этим с большим удовольствием! Позже, Людмила продолжила пользоваться принципами этой методики, применяя её не только в начальной школе. (Подробную статью Людмилы о работе по системе В. В. Жохова читайте в прикреплённой ниже статье).
Сейчас Люда преподаёт английский язык. В какой-то момент она стала единственным нашим учителем английского. Так же скрупулёзно изучив различные методики, Люда выбрала наиболее, на её взгляд, интересную, дающую возможность, в первую очередь, заговорить на языке.
Люда – хороший организатор, думающий и ищущий учитель, внимательный человек, неутомимая перфекционистка. Люда продолжает заниматься английским с большей частью ковчеговских детей, при этом воспитывая уже четверых собственных, и в очень большой степени занимаясь их образованием самостоятельно!

Вера Петровна

Вера Петровна! Наш прекрасный преподаватель физики и астрономии! Мы считаем большим везением, что среди наших соседей оказалась Вера, ведь она – учитель и по профессии, и по призванию!

Астрономию Вера Петровна преподаёт для самых младших школьников, начиная с 1 класса. Ребята бойко рассказывают стихи о созвездиях, заполняют рабочие тетради-раскраски, а главное, ориентируются в ночном небе! Эпизодически, когда случаются солнечные или лунные затмения, или в период звездопада Вера Петровна устанавливает телескоп, готовит специальные фильтры, через которые можно смотреть на солнце, и все по очереди наблюдают за движением небесных тел.

На уроках физики царит особая, характерная только для занятий Веры Петровны атмосфера. С тонким юмором, шутливым тоном умеет рассказывать Вера о физических явлениях. Но и спрашивает со своих учеников строго. Так что мы за знание детьми физики мы можем быть спокойны!

Кроме того, Вера Петровна – заядлая путешественница. Ещё в пору работы в городе ради того, чтобы посмотреть редкое затмение солнца она возила своих учеников в экспедицию на Алтай! Ну а с нашими, Ковчеговскими детьми в этом году ездила на Соловки! (Правда, не по поводу затмения. Ну, не суть!)

А ещё Вера – ценитель прекрасного! Редкий концерт или театральная постановка проходит в её отсутствии. А ещё Вера – обладатель неунывающего характера и прекрасной улыбки! В общем, о нашей Вере Петровне можно говорить много замечательных слов!

Особенно ценно для нашей школы то, что Вера не является родителем кого-либо из нынешних школьников. Своих троих (!) детей она уже вырастила, а внуки ещё не доросли. Поэтому её преподавание – безвозмездный вклад в нашу школу и наших детей. За что, низкий поклон, Вам, Вера Петровна!