С.Федотова, А.Кулясова
В Поморскую ромшу
*Ромша – (арханг.). Местное название морской артели из 4 карбасов (лодок) на нашем севере (Толковый словарь Т.Ф. Ефремовой).
22–25 марта 2013 г. состоялась поездка на Онежский полуостров на берег Белого моря в деревню Летняя Золотица. Эта поездка – одно из мероприятий международного проекта «Устойчивое развитие сельских территорий. Роль экопоселений».
Организаторы поездки – Антонина Кулясова и Алексей Овчинников – собрали группу из 10 человек, в составе которой была семья (Игорь Польский и Ирина Сардарова с двухлетней Тасей) из поселения «Благодать» Ярославской области , трое (Лазурин Павел, Стаин Владислав, Рогачёва Катя) – от поселения Гришино Ленинградской области, четверо (Ризванова Анна, Федотова Светлана, Ватолин Дмитрий, Шевляков Сергей) – из экопоселения Ковчег Калужской области и Дмитрий Славинский – специалист по кризисам и устойчивому развитию территорий из Санкт-Петербургского Университета.
В Центре независимых социологических исследований (ЦНСИ) г. Санкт-Петербурга с 2008 г. ведётся работа по изучению устойчивых сельских сообществ, написанию проектов, нахождению партнёров в России, Белоруссии, Латвии, Финляндии, Швеции. В настоящее время в ЦНСИ реализуется проект «Возрождение сельской России», поддержанный Европейской Комиссией. Этот проект охватывает несколько регионов нашей страны: Архангельскую, Мурманскую, Иркутскую области, Карелию и Ненецкий АО. Основные направления деятельности: анализ местных условий, экологической, продовольственной, демографической, социальной ситуации в регионе; контакты с администрацией, инициативным населением, общественными организациями, молодежью; проведение встреч и семинаров для местных жителей и представителей разных секторов по выработке путей устойчивого развития территорий.
ЦНСИ сотрудничает с Российской сетью экопоселений и экоинициатив, а также со шведским экопоселением Сюдербин. В ходе этого сотрудничества реализуется проект «Устойчивое развитие сельских территорий. Роль экопоселений», к нему подключены и университеты этих стран. В рамках именно этого проекта и прошла встреча в Летней Золотице.
Сегодня традиционные сельские сообщества лишаются молодёжи, которая переезжает в города, считая, что там жизнь лучше. Такие мысли внушаются и старшим поколением, и телевизором, и школой. Кроме того, в деревне у местных жителей становится всё меньше и меньше ресурсов для своего развития: лесопромышленники, алмазодобытчики и другой бизнес обрушивает ресурсную базу территорий, не заботясь о её устойчивом развитии. В этих условиях всё больше территорий лишаются своих сельских сообществ. Вместе с тем, роль сельских сообществ для стабильности страны очень велика. Устойчиво живущие и развивающиеся сельские сообщества – это основа демографической и продовольственной безопасности страны; традиционные практики лесопользования способствуют повышению продуктивности лесных экосистем и стабилизируют климат. На селе ещё сохранились природосберегающие практики сельского хозяйства, есть люди, знающие и практикующие традиционные ремёсла, главное – ещё есть понимание того, как жить долго и устойчиво на конкретной территории, не разрушая её ресурсы. Сельские сообщества – основа той самой устойчивости, которой не хватает сегодня, поэтому важно предпринимать усилия, чтобы сельские сообщества вновь нашли в себе силы для развития.
В последние десятилетия появилось новое массовое движение – стремление горожан жить на природе, в естественной среде обитания. Появляются новые типы населенных пунктов – экопоселения, поселения родовых поместий, другие сельские сообщества, образованные бывшими горожанами, стремящимися наладить устойчивую жизнь в сельском формате. Правда, новые виды поселений еще очень молоды, находятся в фазе становления, проходят через трудности и кризисы, часто не свойственные обычным деревням. Люди в экопоселениях, по сравнению с сельскими жителями, очень энергичны, они понимают, что не стоит надеяться, что кто-то придёт и построит дома, организует рабочие места, построит дорогу, проведёт электричество, обучит детей. Всё это жители экопоселений делают сами, основываясь на собственных ресурсах и взаимопомощи. Однако экопоселенцам остро не хватает знаний деревенского жителя, понимания, что и как можно и нужно делать в сельской жизни. Навыков ведения своего хозяйства у бывших горожан пока очень мало. И в то же время, мы видим, в каком печальном состоянии находится сейчас большинство сёл, они не конкурентноспособны в современной рыночной цивилизации. Потребительство, конкуренция мегаполисов противоречат ценностям самодостаточности, природосохранения, взаимопомощи старой деревни. А у поселений нового типа, состоящих преимущественно из горожан, есть «прививка» от хищнического городского менталитета и осознанное стремление строить жизнь на других принципах. Постепенно приходит понимание, что экопоселения и деревни могли бы многое дать друг другу. Возможно, от успешности этого симбиоза будет зависеть наше будущее.
Цель поездки
Идея поездки была как раз в знакомстве и взаимном обогащении жителей традиционной деревни и экопоселений.
Больше года назад, в январе 2012 г., к нам в Ковчег приезжала большая группа, 25 человек, из Устьянского района Архангельской области. Это были представители администрации, общественных организаций, мастера, ремесленники, инициативная молодежь и школьники. Мы рассказывали о нашей жизни в экопоселении, состоящем из родовых поместий, они – о своих проектах, ремёслах. Мы вместе водили хороводы, пели песни, общались. Нас поразили их спокойствие, трудолюбие, самодостаточность, а их – то, что наши «мужики не едят мясо и любят своих жён».
И вот, в марте этого года состоялся ответный визит в Архангельскую область на Беломорье, о чём мы помечтали год назад.
Перелёт
Из Архангельска нам предстояло лететь около полутора часов на маленьком 12-местном самолёте АН-2, называемом в народе «кукурузником» (видимо, из-за того, что приходилось ему часто летать над кукурузными полями). Самолёт слегка потряхивало, изо рта шёл пар… Те, кто знали, для чего в салоне две пары лыж, искоса на них поглядывали, а те, кто не знали, беспечно смотрели в иллюминаторы на снежные просторы Онежского полуострова, украшенного белыми блюдцами болот и озёр, на хвойные леса, основательно, прямоугольными вырубками, покусанные ненасытными лесозаготовителями. Мы были ещё не очень знакомы между собой, укутаны в тёплые вещи, обуты в валенки и летели в неизвестность.
Самолёт мягко приземлился на свои собственные три лыжи, красиво проскользил, развернулся и остановился. Внизу ждали люди. Как оказалось, не нас. Ждали своих, прилетающих чуть позже. Нас предупредили ещё перед поездкой, что поморы – люди достаточно суровые, нахлебников не любят, поэтому на баню не рассчитывайте и не забудьте взять свои кружки. Наверное, для того, чтобы это проверить, мы с Аней Ризвановой кружки и ложки забыли. Забегая вперёд скажу, что они нам так и не понадобились. А уж деревенская банька с веничком и свежевыпавшим пушистым снегом – это… !!!
Неизвестность встретила нас изумительно тихой погодой с бодрящим морозцем. Все три дня солнце, небо и снег сияли так, словно соревновались между собой в яркости и блеске, не давая покоя нашим фотоаппаратам.
К самолету с шиком подкатил снегоход с прицепленными к нему санями, мы загрузили туда огромное количество привезённого багажа, положили сверху одного из наших товарищей, чтобы придерживал вещи. У него начался экстрим, а мы пешочком отправились на экскурсию по деревне с местной жительницей Татьяной Семеновной Братухиной, в прошлом дояркой, зоотехником и заместителем председателя колхоза.
А на advent-club.ru также можно узнать все про город Дубровник.
Летняя Золотица
Летняя Золотица – деревня, расположенная на берегу Белого моря, совсем недалеко от Северного полярного круга; в сорока километрах – Соловецкие острова. Снег лежит до 15 мая, часты сильные пронизывающие ветра, что крайне затрудняет земледелие. Поэтому издревле народ жил и кормился рыбой, тюленем, в лесах – брусника, морошка, клюква. В советские времена были созданы рыбодобывающие колхозы, которые в 90-е годы обанкротились и перешли под управление коммерческой структуры. Единственный самостоятельный сохранившийся колхоз на Онежском полуострове – колхоз в Летней Золотице – продолжает существовать благодаря его председателю Самойлову Сергею Николаевичу. Занимаются лесозаготовками для своих нужд, летом заготавливают водоросли (ламинарию). Несколько лет назад в колхозе было 30 коров и 20 лошадей. Сейчас на всю деревню в 180 человек – 3 коровы и 1 лошадь. В деревне 2 магазина, клуб, школа на 15 учеников, детский сад, хлебопекарня, генераторная электростанция (солярка завозится летом по морю). В школе имеется интернет, а в каждом доме – телевизоры.
Наше разочарование: так же, как в городах, народ подсажен на магазинные продукты и ведёт образ жизни среднестатистического потребителя готовой продукции из «говорящего ящика».
А разве мы, называющие себя экопоселенцами, научились обеспечивать себя своими выращенными продуктами питания? А то, что мы ввозим в свои поместья машинами, способствует ли росту нашей осознанности? А наше «безобидное» стремление к комфорту? И в какой степени осознанность зависит от образа жизни? Эти вопросы как-то особенно отчётливо сформулировались в сознании во время и после поездки.
События
На эти три дня нашей штаб-квартирой стала библиотека школы. Марина Викторовна Лисина, директор школы, провела нас с экскурсией по зданию школы, сетуя на её деревенский непритязательный вид. На что мы, не избалованные вниманием, помощью и дотациями государства, поглядывая на просторные классы с большими окнами, сообщили, что детей у нас вдвое больше, а помещений для школы раз в 5–6 меньше, да ещё приходится их делить с разными кружками, клубами, секциями для взрослых. Затем состоялось знакомство с учителями. К нашей группе присоединились 4 человека, приехавшие за 40 км из соседней деревни Лопшеньги: Александр Васильевич, бывший глава администрации, Елена Альбертовна и Михаил Александрович, педагоги Лопшеньгской школы, и студентка Алёна.
И хотя наши дети обучаются на экстернате и семейном обучении, проблемы оказались схожими: государственная система образования, нацеленная на поступление в ВУЗы с перспективой жить и работать в городе, не предусматривает иных вариантов программ для сельской местности, а значит, молодёжь будет уезжать из села. Идея обеспечения одинаковых образовательных стандартов подразумевает равные возможности для жизни в мегаполисе, но не даёт возможности городским (да и деревенским) детям и их родителям выбрать систему образования, адекватную жизни в сельской местности. А там, где нет молодёжи, – нет будущего.
Но уже сегодня выход есть – это местные газеты, несущие проверенные веками ценности, показывающие привлекательность и значимость своего, а не чужого образа жизни, подчёркивающие уникальность местного уклада и соседей, живущих рядом. На встрече участники поделились опытом создания газет в Летней Золотице, Лопшеньге, Благодати, Ковчеге.
И ещё одна альтернатива современному образованию – это летние детские и молодёжные лагеря, содержание которых можно наполнить исходя из местных условий, наличия мастеров, творческих людей, живущих рядом; можно выезжать в другие регионы, знакомиться с единомышленниками, изучать особенности природы и культуры, ремёсла. В ходе двухдневного обсуждения оформилась идея совместного летнего лагеря для школьников близлежащих деревень Поморья на базе Золотицкой школы.
А ещё мы познакомились с местными ребятами, которые многое умеют, помогают родителям по хозяйству, с 9–10 лет ходят рыбачить в море. Они с удовольствием общались и плясали с нами в хороводах. Мальчишки повели нас на прогулку по своим излюбленным местам. Мы шли через потрясающе красивый зимний лес к сказочному острову в центре озера, по речке Золотице к Белому морю, покрытому метровой толщины льдом, где едва виднеется вдали тёмная полоса незамерзающей непокорной морской стихии, которая любит играться льдинами и жизнями тех, кто безрассудно ей доверяется. Испокон века естественный отбор суровой природы оставлял только самых сильных духом и телом, надежных и бескорыстных, спокойных и справедливых, любящих и любимых.
Общественный совет
Технократическая цивилизация, захватившая почти весь земной шар, дотянулась и сюда в стремлении подмять, извлечь прибыль не только из Земли-матушки, но и из самого Бога.
На Онежском полуострове 14 деревень, в которых проживает около трёх тысяч жителей. По плотности населения это почти в 100 раз меньше, чем в Калужской области. Ни государственным, ни коммерческим структурам эти люди не нужны, они им просто мешают. С одной стороны – лесозаготовители ОАО «Онегалес», с другой – Национальный парк, с третьей – арендаторы-бизнесмены с эко-отелями и собственными вертолётными площадками. Узел затягивается. Коренным жителям Онежского полуострова теперь придётся оформлять разрешения, выкупать квоты, платить налоги и штрафы за возможность жить и обеспечивать себя на земле своих предков. Мы на «материке» к этому привыкли, нас давят – мы прогибаемся и пытаемся ускользнуть куда-то, где немного лучше, но таких мест все меньше и меньше. А тем, кто гордо называют себя «поморами», ускользать некуда – ведь они уже живут на краю земли.
Нашей группе посчастливилось принять участие в событии, важность и значимость которого стала осознаваться уже после возвращения на «большую землю», – создании Общественного Совета по устойчивому развитию и природопользованию Онежского полуострова. В течение двух дней представителями четырёх деревень полуострова (Лопшеньги, Пурнемы, Лямцы, Летней Золотицы) при содействии нашей группы был разработан документ, отражающий идею объединения усилий по развитию деревень Онежского полуострова, защите интересов коренных жителей и его природы. Были собраны подписи, намечен план дальнейших действий.
Можно было, наконец, сделать выдох. И мы его сделали… в клубе.
Посиделки с танцами
Последний вечер оставили для песен, хороводов, чаепития и общения с местными жителями. В клубе царила праздничная атмосфера, накрытые столы расставлены буквой «П». Мы, экопоселенцы, как всегда отметили и, конечно, позавидовали большому зданию деревенского клуба с просторными светлыми отремонтированными помещениями (заслуга председателя колхоза). За три дня «сарафанное» радио сработало: люди пришли. Причём, хозяев от гостей было легко отличить по одежке. О, парадоксы информационного века! Бывшие горожане – в народных вышитых костюмах, а деревенские жители – в современной городской одежде и с короткими стрижками.
Сам праздничный вечер прошёл в самых лучших деревенских традициях: сначала поочерёдное выступление то гостей, то хозяев, затем совместные хороводы и песни, соревнование частушечников, стихи и музыкальные номера. В этот день приехал погостить к родственникам гармонист из соседней деревни, ему не дали отдохнуть с дороги, подняли с печи и привели вместе с гармошкой. Павел из Гришино играл на гуслях и варгане. Катерина из Питера своими народными песнями под гармонь затронула и заставила звучать самые сокровенные струны души. И в частушках под балалайку равных ей не было! Особенно жителям Летней Золотицы понравилась эта:
Самолёт летел, колеса тёрлися,
Да, вы не ждали нас, а мы припёрлися!
Расходиться не хотелось. Но с утра за нами прилетел самолёт. На прощание мы обнимались как родные, как водится, звали друг друга в гости. Александр Васильевич из Лопшеньги сказал: «А теперь приезжайте к нам в деревню! Именно такой компанией приезжайте!»
Возвращение
Мы ехали в Летнюю Золотицу, начитавшись Г.Сидорова, Б.Шергина, наслушавшись рассказов А.Кулясовой, А.Овчинникова о необыкновенной атмосфере Беломорья – прародины наших предков. И участвуя в событиях, внутренне прислушивались к своим ощущениям, стараясь уловить, прочувствовать этот Дух Поморья. Это состояние накрыло меня в самолёте, во время полёта над Онежскими просторами. ОНЕЖСКИЙ ПОЛУОСТРОВ И Я. Я И ОНЕЖСКИЙ ПОЛУОСТРОВ.
А оптимистичную фразу Алексея, сказанную после приземления: «Ну вот, всё хорошее уже позади!..», мы вспоминали в поезде Архангельск-Москва, собравшись все в одном купе, чтобы сохранить это хорошее и передать его затем всем вам.
Светлана Федотова
д. Ковчег, Калужская область
Антонина Кулясова
д. Большой камень Вологодской области – Санкт – Петербург — Архангельск