В этом году моя дочка Юляша пошла в первый класс, и я, как и большинство мам Ковчега, автоматически поменяла свой прежний статус воспитателя ковчеговского детского сада на новый статус учителя ковчеговской школы! Мои занятия в детском саду были направлены, в первую очередь, на изучение окружающей нас природы, погоды и т.п. и логично перетекли в школьный предмет «Окружающий мир».
В этом году в нашу школу пошли сразу пять первоклашек, из них четверо — Юля, Алёна, Ульяна и Светослав — до этого два с половиной года занимались вместе в детском саду, поэтому их уже можно назвать сложившейся группой. Кроме того, они все дружат, постоянно ходят друг к другу в гости, в общем — команда!
По возрасту самая младшая из ребят — Юляша, ей сейчас шесть с половиной. Светослав старше Юли на 9 месяцев, Ульяна на 11. Самая старшая в группе Алёна, ей скоро исполниться 8 лет. Хотя возраст, честно говоря, совсем не показатель! По крайней мере в нашем случае.
Ну а теперь расскажу про наше первое школьное погружение «Осенний лес». Тема, как вы понимаете, для нас не новая, всё-таки рядом с лесом живём. Тем не менее, в лес всегда ходим с удовольствием!
День первый
В солнечный осенний денёк 20 сентября ковчеговские первоклашки направились в соседний лесочек. У нас началось погружение по школьному предмету «Окружающий мир» на тему «Осенний лес». Перед тем, как отправиться в путь, решили поставить себе цели и задачи и выбрать ответственных!
Но сначала проговорили, что мы идём к лесу в гости, а значит и будем вести себя соответствующе! Ребята сами перечислили правила поведения в лесу, видимо, у них это в крови (все родились в Ковчеге): не шуметь, не сорить, не бегать, не топтать молодые сеянцы, не пугать птиц и зверей… Надо сказать, что эти правила ребята выполняли безукоризненно, и даже когда в конце нашей прогулки я предложила сделать общее фото и попросила для живости картинки крикнуть «Ау!», услышала-таки это самое «Ау-у-у-у!», но кричали ребята практически шёпотом! «А чего зря птиц пугать, никто ж не потерялся!» – сказала рассудительная Юля.
Итак, о целях и задачах. Поскольку все ребята проявили максимальную активность и хотели отвечать за всё, главных ответственных выбирали методом жеребьёвки (а проще говоря, на «камень-ножницы-бумага»).
Ответственной по грибам стала Алёна, чему я была очень рада! Алёнушка – самая старшая из наших первоклашек, на неё всегда можно положиться и доверить ей самые важные дела – всё сделает чётко, аккуратно! В задачу Алёны входило искать грибы и определять их категорию. В принципе, ковчеговские детишки неплохо разбираются в грибах, практически с рождения ходят с родителями в лес (да и на наших участках грибов много растёт), так что белые, подберёзовики, подосиновики, маслята, рыжики, сыроежки, опята, лисички распознают почти все! Поганки с мухоморами тоже знают, не трогают их. Но ведь в лесу, кроме уже известных, такое множество ещё незнакомых грибов! Все знакомые съедобные грибы решено было складывать в Юлину
корзинку, мухоморы и поганки не брать совсем (мы их и так знаем), а в Алёнину корзинку собирать все незнакомые грибы (должны же мы хоть несколько новых грибов изучить!). Алёне были торжественно вручены перчатки, и только она имела право очень аккуратно срывать незнакомые грибы и класть в свою корзину для дальнейшего их изучения дома. Для всех остальных действовало главное правило грибника: незнакомые грибы трогать, а тем более класть в корзину со съедобными грибами нельзя!
Главной по гербарию стала Ульяна! В её задачу входило собирать красивые листочки для гербария и обращать наше внимание на новые деревья, которые появляются на пути.
Светослав стал главным по сбору природного материала (мха, лишайников, желудей и т.п.)! На погружение он пришёл с огромным ведром, которое ни в какую не соглашался поменять на более удобную корзинку поменьше: «Папа мне сказал набрать ведро грибов!
Готовить обед будем!» Мои робкие высказывания о том, что у нас, вообще-то, урок-погружение, а не поход за грибами, и что времени у нас не так много, чтобы ведро грибов набрать, Светослав серьёзно не воспринял. Ну да ладно, с ведром так с ведром!
Самая «почётная» должность по сбору мусора досталась Юле. Я думала, что Юля расстроится (все будут красоту собирать, а ей достался мусор!), но Юляша отнеслась к своей миссии очень осознанно! Тут же проговорили, как важно сохранять лес в чистоте, как страдают лесные обитатели от мусора. Юле торжественно вручили мешок для мусора и перчатки! Остальные тоже попросили перчатки: «И мы убирать мусор будем!»
Ну что, в путь! Бодрой походкой направились к лесу, благо что идти до него недолго, минуты три! Довесочком к первоклашкам с нами пошла моя младшенькая Аленька, за которую отвечал папа Лёня (он, как всегда, захватил саженцы и лопату – без этого «набора сажателя» муж в лес не ходит).
В лес зашли с поклоном, каждый поприветствовал: «Здравствуй, лесочек!». Потом постояли с минуту в тишине, слушали лес. А лес сначала будто замер, а потом вновь запел уже не такими громкими, как весной и летом, птичьими голосами.
Я рассказала ребятам, как можно «настроиться на грибы», ребята сделали себе волшебные палочки, которые после волшебных слов «Лесочек-лесочек, подари свой грибочек!» просто потянули их к грибам…
Шли по лесу неспешно, негромко переговариваясь: «Ух ты, какой мох красивый!», «Смотрите, как будто полочки на дереве. Это трутовики, да?», «Осторожно, на ёлочки не наступайте!», «Смотрите, какой я дождевик нашла! Я очень люблю дождевики!», «А в нашей семье грибы вообще не едят!», «А вдруг тебе муж достанется, который любит грибы! Как же ты его кормить будешь?», «Ну да, грибы собирать и готовить должна уметь любая хорошая хозяйка!», «Смотрите, какие красные ягодки!», «Так это семена ландыша!», «Да????!!!!!!», «Все стойте! Мусор нашла! Где мой мешок?», «Какие глупые люди! Неужели не понимают, что нельзя в лесу мусорить?», «А моя мама говорит, что даже умные люди и настоящие учёные иногда совершают глупые поступки!», «Смотрите, деревце помечено! И тут! И тут! И там!», «Это мой папа сажает! Уже больше тысячи посадил!!!», «Не наступайте на ёлочки, им же больно!», «Светослав, так нечестно! Это общие грибы, а ты все себе забираешь!», «Ему же папа сказал целое ведро грибов набрать!», «Ну, ладно…», «Какой «умный» человек выкинул в лесу такой большой кусок целлофана?!», «Да это ветром принесло! Я видел во время урагана, как этот целлофан в лес летел!», «А почему тогда сразу его не убрал?!», «Внимание, дубы!», «Ой, какой мухоморчик миленький!», «Не срывай! Это для зверей гриб! Они им лечатся! А для людей он ядовитый!», «Да знаю я! Просто любуюсь! Смотри, какая юбочка красивая!»…
Гуляли по лесу целый час. Красивых листиков Ульяна набрала не очень много (не страшно, соберём гербарий в наших живых изгородях, у нас там поразнообразнее!), она больше о маленьких ёлочках беспокоилась!
Зато грибов набрали много! Алёна очень ответственно подошла к делу, незнакомые грибы собирала очень осторожно, обращала внимание даже на самые маленькие грибочки. Но я попросила маленькие грибы не собирать: даже если они и съедобные, уж слишком малы для приготовления! Сконцентрировались на больших, часто попадающихся грибах, их и брали для изучения.
В какой-то момент я заметила, что Алёна отстала от нас; подошла, смотрю, она плачет. Оказалось, потеряла нож, которым грибы срезала, и найти не может. Мамин нож! Пришлось тут же выстроить детей в шеренгу и научить прочёсывать местность. Нож нашли буквально через полминуты! Светослав торжественно вручил Алёне пропажу, а я, заодно, подсказала ей одно из правил грибника: нож всегда должен находиться в корзине! Срезал или почистил гриб, положил его в корзину, а нож положи сверху!
Юля собирала в свою корзину съедобные грибы и зорко выглядывала мусор. Кстати, мусора в нашем лесу оказалось не так уж и много! Ну не принято у нас мусорить! Зато принято при походе в лес брать с собой мешок для мусора, на всякий случай. Иногда в наш лес забредают «неместные», они порой оставляют мусор. Иногда его ветром заносит, у нас бывают ураганные ветра! В этот раз мы нашли клок утеплителя, большой кусок целлофана да пластмассовый кружок. Неплохой результат для часовой прогулки!
Светослав набрал немного природного материала, он больше на грибах концентрировался. А потом вообще сказал, что ему некогда, пора домой идти, обед готовить! Вышел из леса на тропинку и направился к дому. Я особо не волновалась, наши дети все тропки местные наизусть знают. Но решили и мы закругляться, пошли следом. На прощание поблагодарили лес: «Спасибо, лесочек, за каждый грибочек!». У Ульяны тут же родилась и другая рифма: «Спасибо, лесочек, за каждый листочек!». На обратном пути немного посочиняли стихи про лес…
Потом у нас был грибной обед. Я быстро отварила макароны (что ещё можно приготовить куче едоков за 10 минут?) и научила девчонок делать соус из сухих грибов. Вкусно получилось!
Кто сказал, что после еды у людей голова не варит? У наших первоклашек замечательно варила! Раскладывали грибы по видам, искали в справочнике их названия, выписывали названия грибов на бумажки. Узнали новый съедобный гриб – мокруху еловую, а ещё узнали, что дождевики бывают разные!
Периодически я старалась делать переменки и даже призывала закончить занятие, чтобы не перегрузить наших первоклашек, но девчонки так глубоко погрузились в процесс, что не хотели расходиться. Уже и Алёнина мама пришла (5 часов ребёнка дома нет!), и дочка моя младшая разошлась, маму требует, а юные ученицы всё занимаются. Тут уж я взмолилась, устала мол, не могу больше! Давайте завтра продолжим! На том и разошлись…
День второй
Второй день я планировала посвятить сбору листиков для гербария. Ещё надо было закончить с определением незнакомых грибов. Запланировать-то запланировала, да забыла, что в этот день у нас праздник Овсень – день осеннего равноденствия. В Общем доме намечались праздничные игры и застолье, так что по факту на наше погружение в этот день было не больше двух часов.
Урок начали с разговора о лесе, вспомнили наш вчерашний поход, кому что понравилось. Потом немного почитали про осенний лес. Девочки по очереди читали предложения, а потом мы хором повторяли эти предложения, используя язык мимики и жестов. Светослав смог прочитать только два маленьких слова, и мы не стали его мучить. Он ещё не все буквы знает. А девчонки у нас шустрые, ещё в детском саду научились читать и писать!
Потом попробовали определить незнакомые нам грибы, которые вчера в отдельной корзине из леса принесли. Сделать это оказалось не так просто – Алёна столько разных грибов набрала! Ну очень ответственно подошла к делу! Долго рылись в справочниках. Нашли такую закономерность: почти все грибы белого цвета либо несъедобные (условно съедобные), либо ядовитые! Особенно всех поразила говорушка восковатая, про неё так страшно было в справочнике написано (смертельно ядовитый гриб!), что девчонки даже побоялись название этого гриба на листочке написать! Потом Алёна всё-таки набралась смелости, написала. Но тут же все первоклашки торжественно поклялись, что они никогда не будут собирать в лесу никакие грибы белого цвета!
Атмосфера в этот день была явно нерабочей. Светослав листал справочник, глядя в окно: руки перебирают страницы, а глаза где-то в другом месте. Потом закрывает книгу, говорит, что ничего не нашёл! Девчонки пытаются работать, но постоянно хихикают. Мы быстро поняли, что не сможем найти названия всех грибов, принесённых Алёной. Тогда сделали так: выбрали 3 самых часто встречающихся в лесу гриба, а остальные выкинули. Паутинник и свинушка тонкая были опознаны как ядовитые грибы, а волнушка отнесена к разряду условно съедобных. Ура!
А теперь все в сад! Вернее, в живую изгородь! Собирать листья для гербария! Дети убежали, а я попыталась немного прийти в себя, уж больно трудно мне дался сегодняшний урок! В очередной раз подумала, как же просто мне работать с группой из одних девочек: мы понимаем друг друга с полуслова, урок протекает гладко, как по маслу, успеваем так много сделать! А желание девчонок учиться, узнавать что-то новое и постоянно творить настолько велико, что вдохновляет меня на очередные «педагогические подвиги»! Могу ночами не спать, готовясь к занятиям, предвкушая встречу с девчонками: будем танцевать, петь, играть, ставить сценки, рисовать или что-то мастерить, листать красочные справочники и разглядывать карточки, может, успеем что-нибудь вкусненькое приготовить на тему урока! Да на сто процентов успеем, даже попросят ещё остаться и позаниматься! И я брошу все свои домашние дела и буду заниматься с девчонками, потому что просто не смогу им отказать! Мне самой интересно быть с ними в одном потоке, ощущать наше женское единение!
Но как только на горизонте появляется мальчик, ситуация меняется. Девчонки ведут себя совсем по-другому! Юля, в силу характера, начинает контролировать (вот и сейчас за окном слышу Юлины возмущённые крики: «Светослав, ты куда побежал, у нас же урок! Надо собирать листья, а не с Олятой играть!». У Ульяны включается женское кокетство (начинает хихикать, «обезьянничать»), а у Алёны – материнский аспект. Бедный Светослав в этой ситуации пытается изо всех сил быть мужчиной, контролировать ситуацию и принимать решения, а в его возрасте это проявляется фразами типа: «А я не буду, не понимаю, зачем вообще это нужно?», «Ну ладно, я устал, домой пошёл!», «А я не буду рисовать, потому что у нас нет денег, и папа мне не сможет купить альбом!» Просто уходит с занятий или не приходит на них. А девчонки-то рвутся вперёд, ходят на все занятия, успешно учатся! М-да, в очередной раз прихожу к мысли, что мальчикам должны преподавать мужчины, и не по тому сценарию, что девочкам! Но пока у нас такой возможности, к сожалению, нет. А у меня это не так хорошо получается, как хотелось бы.
Мои раздумья прервали первоклашки, они прибежали с листочками для гербария. Показала им, как правильно засушить листья. На дом задала сделать небольшое задание из рабочей тетради по окружающему миру. А ещё собрать у себя на участке самые красивые листики и засушить их. Договорились завтра посвятить день составлению гербария.
День третий
С утра прибежали девчонки, причём даже раньше назначенного срока, знают, что я не люблю, когда на мои занятия опаздывают. Пока ждали Светослава, девчонки упорхнули на второй этаж в наш импровизированный класс (погружение провожу у себя дома) и радостно там щебетали, а я безуспешно пыталась дозвониться до родителей Светослава. Подождала положенные 15 минут, а потом решила начинать занятие.
Захожу в «класс», а девчонки, до этого лежавшие на ковре, вдруг как по команде вскакивают и вытягиваются по стойке смирно. И смотрят так задорно, глаза блестят! Вчера я рассказывала им, что в городских школах принято вставать, когда учитель входит в класс, и вот они решили меня порадовать! И потом ещё несколько раз за наше занятие, когда я периодически выходила из комнаты и входила, они радостно вскакивали при моём появлении. Понравилось!
Мы проверили домашнее задание. Девчоночки всё сделали аккуратно, а Ульяна даже стих написала к картинке из рабочей тетради! На картинке изображены дети, которые пришли в лес с магнитофоном, мячом, играют там, кричат, ветки ломают; а звери в испуге разбегаются, птицы разлетаются. Ульяна придумала подпись: «На поляне шум и гам, трах-бабах и тара-рам! Дети в лес пришли гулять, но на лес им наплевать! На ворону и зайчат, на лосиху и лосят! Благодарным будь природе и её о нас заботе!»
А потом мы стали изучать листочки, которые набрали вчера. По школьной программе первого класса дети должны распознавать по листьям рябину, клён, дуб, берёзу, каштан, а также сосну и ель. А наши дети всё это ещё с детского сада знают, где я у них два года проводила занятия по окружающему миру! Да и у каждого на участке столько деревьев посажено (часто дети с родителями сажают), что ребятишки с детства многие деревья знают «в лицо»!
Когда стали раскладывать листья на столе, нам большого стола не хватило! Помимо основного «школьного» набора девочки хорошо распознают листья краснолистного дуба, осины, лещины, ивы, можжевельника, липы. Оказалось, что Юля с Ульяной узнают по листьям 11 деревьев, а Алёна 18! Из нового выучили клён Гиннала, серый орех, гингко, бундук, ясень, орех грецкий. Я старалась особо девчонок не напрягать новыми названиями, думаю, не каждый взрослый столько деревьев назовёт, как наши первоклашки! Но пока гербарий составляли, в справочниках копались (что-то даже в интернете пришлось по ходу уточнить), названия на карточках записывали, играли в «Угадайку», девочки несколько новых названий без особого труда и запомнили!
Три часа нашего урока-погружения пролетели быстро и плодотворно! Мы составили гербарий, подписали карточки к нему, вспомнили нашу детсадовскую песенку про осень, посмотрели мультик «Почему желтеют и опадают листья», выучили и в 10 разных интонациях повторили замысловатое слово «хлорофилл», заполнили рабочие тетради.
Чтобы первоклашки не засиделись, приходилось порой хитростью их тормошить: «Ой, а про липу-то мы забыли! Какой же гербарий без листьев липы! Вот и в школьном справочнике липа нарисована! Лёнь (это я к мужу), у нас в поместье липа растёт? А где? В восточной изгороди? А ну-ка, девчонки, кто сможет отыскать и принести листик липы?» И вот уже весёлая стайка спешит к восточной изгороди, да всё бегом! Люблю такие моменты!
В целом наше погружение мне понравилось. И хотя оно возникло для меня спонтанно (заболели сразу две учительницы и два дня первой учебной недели оказались незанятыми! Не знаю, как у других, а моя дочь так расстроилась по этому поводу, что даже заплакала: «Мамочка, понимаешь, я не могу жить без наших занятий!». Вот и решила я подхватить «падающий стяг» и провести свои занятия, тем более что погода стояла чудная, лес так и манил!), и, хотя мне кажется, я не успела к нему хорошо подготовиться, первоклашкам погружение тоже пришлось по душе!
Теперь осталось провести творческое занятие (сделать картины из листьев и поделки из природного материала) – его проведёт другая Наташа, мама Ульяны. А я ещё проведу небольшое тестирование (ох, теперь нам надо учиться писать тесты!) по тем темам школьной программы, которые были в этом погружении. Уверена, что наши первоклашки справятся!
Наталья Лазарева. Экопоселение Ковчег. 20-22 сентября 2017г.