Итак, мы продолжаем разговор о том, что мешает нам объединяться для выстраивания совместного обучения детей. Думая над этой темой, я пришла к выводу, что, пожалуй, она гораздо шире и касается не только людей, живущих в поселениях. В целом, это разговор о том, как мы, родители, создаём сложности в обучении наших детей, о том, какие проблемы, имеющие глубокие корни в детстве, вынуждены решать с уже подросшими детьми, и о том, каким образом сами, увы, причастны к их созданию…
Напомним, что в первой части разговора речь шла о нашем родительском негативном образе школы и о том, как неизжитое наше болезненное отношение к ней волей-неволей мы транслируем детям, по сути навязывая им негативные представления, которых вообще-то может и не быть…
Причина вторая не менее существенна. И зовётся она, простите, родительские амбиции, или родительский перфекционизм, или проще — родительское эго…
Как ни печально, но родительский эгоизм — штука довольно распространённая, и звучит приблизительно так:
Мой ребёнок не может учиться в этом классе/ с этими детьми/ у этого учителя,
потому что он уже умеет читать/ знает английский алфавит/ у него слишком аналитический ум; либо потому что я считаю, что фонетику нужно проходить перед лексикой/ эта методика имеет изъяны/творческое развитие важнее интеллектуального…. И пр., пр., пр….
Главное, что объединяет все эти представления, это акцент, который стоит в начале предложения, и который мы не можем отделить от самих себя:
МОЙ РЕБЁНОК!
Желая дать своему ребёнку лучшее, наиболее подходящее именно ему, желая видеть его успехи или же желая видеть, что мы делаем всё, чтобы его не перегрузить, мы удовлетворяем, в первую очередь, собственную потребность называться хорошими родителями. И для кого-то «хороший родитель» — это английский 5 раз в неделю, а для кого-то — «нельзя учить читать до школы». И конечно, имея небольшое количество детей-ровесников, а в поселении детей, как правило, не слишком много, родители среди соседей могут просто не найти тех, чьи взгляды на обучение им близки, и часто не находят.
Что бывает дальше? В начальной школе эти самые различные родительские представления расцветают пышным цветом. Если дошкольников ещё удается объединять для занятий довольно легко, то в первые годы обучения в школе всё представление родителя об образовании вываливается на ребёнка полностью. И здесь, если не проявить большой воли к объединению, уже имеющийся коллектив родителей и детей может существенно пострадать. И страдает. Детям начинают обеспечивать посещение различных кружков, дополнительных занятий, либо наоборот, считают, что это вредно, и замыкают ребенка на домашних радостях и заботах. Дети податливы и воспринимают это как должное. Потом они становятся старше. Нагрузка возрастает и для ребёнка, и для родителя. Если ребёнок занимался английским/ музыкой/ спортом, ребёнок начинает это делать более упорно. И если прежде детей удавалось собирать хотя бы на отдельные праздники и проекты, то теперь это становится практически невозможно. Чуть позже разделение становится ещё сильнее и дети, живущие по сути по соседству, практически перестают взаимодействовать. Ещё чуть позже, видя необходимость в большем количестве занятий, семья принимает решение отправить ребенка в город, или перебирается в город полностью. Знакома вам такая ситуация? И ещё хорошо, когда семья ставит в приоритет школу в старших классах, а не в самых начальных..
Всё бы это ничего, если бы не маленький нюанс:
ВЕДУЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ПЕРИОДА ЯВЛЯЕТСЯ ОБЩЕНИЕ!
Мы, в погоне за тем, чтобы дать детям лучшее, порой не замечаем того, что хотят сами дети. Или ещё худший, но тоже распространённый вариант — мы думаем, что знаем, но по факту очень сильно ошибаемся! И тогда мы начинаем из изначально творческого ребенка растить математика или из нежного мальчика спортсмена, или «из берёзки дубочек» (последний образ почему-то часто бывает для родителей наиболее понятен).
Так чего же хотят дети? Дети хотят быть вместе!!! Это то, что наполняет их жизнь смыслом, это то, что составляет их счастье, это то, что зачастую является залогом наиболее успешного и активного развития. Дети лучше всего и успешнее всего учатся друг у друга. Используйте это во благо и наполняйте их обучение взаимодействием, и вы увидите насколько быстро дети отзовутся на это.
Дети хотят быть вместе! Им не важно заниматься математикой, рисованием или театром, они хотят взаимодействовать, и это важнее всего. Естественно, дети бывают разные, кому-то комфортно больше времени проводить среди людей, кому-то комфортно больше времени быть в одиночестве, и, очевидно, необходимо удовлетворять эти и другие потребности тоже. Но если мы говорим о ведущей деятельности, то нам придётся признать, что если мы хотим сделать детское счастье, то нам необходимо отказаться от каких-то опять же наших собственных иллюзий.
Дети хотят быть вместе! А как же индивидуальные особенности, индивидуальное развитие? — спросите вы. Вся штука в том, что невозможно развить какую-либо способность, минуя комплексное развитие. «Талантливый человек талантлив во всём» — это то же, что «способности человека развиваются в совокупности».
Хотите, чтобы ребенок успешно занимался музыкой? Занимайтесь математикой, английским, рисованием, биологией, химией — нет противопоказаний, всё это работает на одну цель — развитие мозга. И, скажу по секрету, не важно по какой методике вы занимаетесь. Методика нужна, она помогает работать системно, этому стоит и нужно учиться. Но ценность методики не должна становится больше, чем ценность самого ребенка. В конечном итоге, к старшему школьному возрасту мы имеем практически единственный вариант обучения — просто освоение предмета. Так что все методические изыски в основном касаются начальной школы — того периода, когда детский школьный коллектив только формируется, когда вы закладываете векторы развития детей, тогда, когда по сути класс либо собирается, чтобы идти дальше, либо нет.
«Дети хотят быть вместе!» Если мы ставим этот постулат во главу угла, то весь процесс обучения сам начинает выстраиваться вокруг этого. Нам становится понятно, что самое важное — это найти ту систему, ту логику в обучении, которая удовлетворяет большинство ваших требований, но также необходимо признать, что от каких-то индивидуальных предпочтений придется всё же отказаться. И, если в коллективе родителей вы находите такую общность, если для вас это становится общей ценностью, то тогда просто необходимо проанализировать чего конкретно вы хотите дать вашим детям, что для этого уже у вас есть и чего не хватает, и как восполнить то, что необходимо. Вот и всё! И тогда у вас появляется возможность выстроить программу обучения под конкретных ваших детей. Это снижает некоторое напряжение родителя, в том, что он не профессионал, не сможет дать чего-то детям. Да, не сможет, но даст что-то иное, возможно, не менее важное. При нынешних возможностях интернета вообще не проблема организовать какое-то обучение. Только не увлекайтесь — общение и взаимодействие, помните? Можно, конечно, возить детей к «хорошим репетиторам». Но уж если возите, возите их всех, или приглашайте учителя к вам. И таким образом у вас сформируется коллектив детей, который будет вместе и в праздники и в будни. Вы получите рабочую единицу, способную на очень серьёзные достижения в самых разных областях. Вы получите коллектив,с которым можно работать, проходя кризисы и ситуации успеха. И в конце концов, уж если мы говорим о поселении, вы получите команду, которой вместе жить и трудиться после нас. А, согласитесь, это прекрасное вложение в будущее! Вы создадите магнит, который будет для ваших детей работать, возможно, самым сильным притяжением по жизни. У них будет опора и поддержка, которые они будут находить друг в друге на протяжении многих-многих лет, и которые базируются на очень простом и важном принципе: дети хотят быть вместе!
Нина Варшавская, ПРП Ковчег