В прошлых статьях мы рассуждали о препятствиях в создании школы в поселении. Наконец мы добрались до момента, когда будем говорить о том, что же всё-таки делать, чтобы объединение детей для совместного обучения стало возможным.
Не знаю, есть ли смысл перечислять преимущества такого пути, но остановлюсь на главных. Я рассматриваю этот вопрос в контексте именно школы в поселении, созданном для постоянного проживания активными молодыми людьми, но, на мой взгляд, вполне правомочно можно примерить этот опыт и к любому другому варианту сообщества. Будут свои нюансы, но в целом суть останется та же.
Итак, что же мы получаем, организовывая общий процесс обучения:
1. Объединение ресурсов. Каждый новый участник, входя в проект, привносит что-то своё, преумножая возможности всех. Нет необходимости учить каждому родителю собственного ребенка всему. Есть возможность углубиться в какую-то область, чтобы дать предмет максимально целостно и полно. Высвобождается энергия, чтобы преподавать не только обязательные предметы, но и то, к чему «душа лежит». А если уж речь идёт об обязательных предметах, то ведь и их можно преподнести очень по-разному.
2. Группу.
К любому объединению людей совсем иное отношение, чем к человеку, пришедшему в одиночку. Если вы приходите, например, в школу для аттестации, и говорите, что хотите оформить 20 детей, с вами совсем иначе будут вести диалог, чем если вы просто мамочка с ребёнком. То же актуально при посещении музеев, обращении к каким-либо специалистам и пр.
3. Коллектив.
Непростая тема, потому что зачастую именно она является «камнем преткновения» в создании общего процесса. Дело в том, что живя в относительно небольших сообществах в поселении, часто мы не выбираем тех, с кем приходится сотрудничать. Это ограничение, но на самом деле — есть в этом и плюс. Даже если вы придерживаетесь каких-то различных взглядов по некоторым вопросам, но у вас дети одного возраста, вы понимаете, что детям, как минимум, расти, а то и жить вместе. Вам приходится преодолевать некоторую дистанцию, и вполне может оказаться, что ваши взгляды не так уж разнятся.
Вопреки мнению, что в поселении возможности выбора меньше, часто объединение для определённой цели людей, живущих по соседству более долговечно, чем в городе. Казалось бы, людей и возможностей в городе больше, и вход в проект проще, но и выход ничем не ограничен! Поэтому, хоть мы и знаем в городах объединения семейного обучения, но это не стало, по крайней мере до сих пор, массовым явлением и зачастую в них огромная «текучка».
Ну и в завершении этой темы хочется сказать, что в случае жизни в поселении любое объединение — это, несомненно, вклад в будущее. Так что здесь вы параллельно решаете сразу как минимум два вопроса.
4. Коллектив детей.
О важности объединения детей мы уже говорили в предыдущих статьях. Но здесь хочется повториться, что, объединяя детей вместе, вы решаете много вопросов одновременно:
— мотивации обучения — дети стремятся к общению,
— вообще возможность обучения в группе (там есть много всего интересного),
— решение и обсуждение самых различных вопросов, в том числе морального плана. Если в детском коллективе происходит ЧП, то это становится поводом для общения и выработки позиции. Кстати, ЧП не обязательно, можно обсуждать фильмы или книги…
— в непростом подростковом периоде — это порой единственная возможность достучаться до своего чада, просто общаясь не напрямую с ним, а с коллективом его сверстников,
Ну и много чего ещё можно перечислить…
5. Среду
Детей воспитывает не только семья, но и всё окружение. При всех, порой кажущихся нам большими, различиях людей, живущих в поселениях, объединяют общие взгляды по самым важным и базовым вопросам.
Образовательный проект даёт вам возможность доносить до детей, а где-то осознавать самим, оттачивать ваши ценности на протяжении многих лет. Это не гарантирует, что дети, получив образование в вашем сообществе непременно пойдут по вашим стопам. Но это даёт возможность заложить некие базовые принципы на стадии становления. А это уже много!
Итак, каков же «рецепт» создания школы, каковы ингредиенты)).
1. Команда
Начинайте как можно раньше, прямо сейчас, не ждите идеальных условий. Не ждите, что подтянутся единомышленники, что появится помещение, что что-то произойдёт, после чего вы сможете начать. Пока вы будете ждать, ваши дети будут расти))
Идеальный период начала занятий — дошкольный, и не впритык к школе. 3-5 лет — самое прекрасное время. У вас есть возможность сработаться, понять, каким образовательным маршрутом идти, детям сдружиться и пр. Начинать можно с абсолютно любых занятий.
2. Методика
Тоже частый предмет споров и конфликтов. На своем опыте мы убедились, что методика не является определяющей составляющей. Важна атмосфера на занятии, отношение к детям, и многое другое. Конечно, если вы хотите быть эффективными, необходимо подучиться, осмотреться в сфере предлагаемых образовательных систем, но вы это можете делать уже в процессе обучения детей. По крайней мере, это не должно тормозить начала занятий. Пользуйтесь тем, что есть. Советская система образования в каждом из нас очень глубоко. Начинайте с того, что есть, и ищите лучшее и развивайтесь!
3. Оформление.
Это важно. Если в вашем городе не развито семейное обучение, если вам лично не знакомы лояльные к такому способу образования директора ближайших школ, то лучше найти вариант дистанционной аттестации детей. Сейчас таких вариантов всё больше. Из минусов — оплата обучения, из плюсов — здоровые нервы детей и родителей. И ещё важно — оформляйте всех детей одного возраста вместе. Это даст вам единый ритм аттестаций, свободу в движении по образовательному маршруту и много чего ещё.
4. Держите в голове: «Дети хотят быть вместе» (см. предыдущие статьи), и постарайтесь справиться со всеми сложностями во взрослом взаимодействии. Работайте с командой. Встречайтесь для решения ваших вопросов не реже одного раза в неделю. Это очень важно!
5. Не ждите, что настанет момент, когда все вопросы будут решены. Это долгий и непростой путь, но бесконечно интересный!
6. Сформулируйте точку «Б» — то, где хотите оказаться лет через 10. Оттачивайте этот образ, чтобы он был ясен каждому участнику. Но помните: дорогу осилит идущий!
7. Действуйте! Поставьте себе цель каждую неделю продвигаться к осуществлению своего замысла. И постепенно вы обнаружите себя уже внутри него. Вы можете даже не заметить этого, потому что вы будете видеть всё новые горизонты и рубежи, но рано или поздно, оглянувшись назад, вы увидите, какой большой путь уже пройден и не забудьте тогда осознать, где бы вы были, если в какой-то момент не двинулись в выбранном направлении…
Нина Варшавская, ПРП Ковчег