Второго Октября 1941 группа армии центр начала наступление с кодовым названием «Тайфун».  Наступление началось по линии от Брянск-Ельня. К востоку от Смоленска располагались 2, 4 и 9 армии с целью захватить столицу советской империи.

Были размещены с номинальной силой каждого подразделения танковых армий.

2 Армия, 2 танковая группа генерал-полковника Гудериана (позднее 2 танковая армия), 4 Армия, 4ая танковая группа генерал-полковника Гепнера и в 9 армии, 3 танковая группа генерал-полковника Рейнхальда. 19 танковая дивизия была нацелена на атаку.

Так как она была задействована в группе армии Север, она прибыла на место операции с опозданием. Ее место занимали войска принадлежащие левому флангу 4 танковой группы.

Вскоре были ликвидированы два больших котла около Вязьмы и Брянска. Колонны пленных двигались по дороге Рославль-Москва в направлении Смоленска.

Из дневника:

Огромные массы пленных шли от Рославля в Смоленск. Колонна растянулась на 135 км. Пленные голодают, так как в котле не было продовольствия.

Некоторые лежали истощенным в кювете или мертвыми. 

При конвоировании пленных охрана была вооружена старыми норвежскими винтовками поэтому часто возникали побеги пленных.

Также во время марша много пленников убегало в леса, тем более, что многие деревни не были заняты нашими войсками. Позже эти красноармейцы образовывали партизанские отряды. Всю площадь лини Брянск-Вязьма невозможно было прочесать, поэтому здесь создавались партизанские отряды под командованием Белова, со связью с красной армией и регулярным снабжением, в том числе командным составом.

Примерно 11.10.1941 в дивизию поступил приказ на прорыв защитной позиции Москвы.

Согласно приказа 11.10.1941 12.00 дивизия должна быть готова броску в направлению Калуги или Медынь в зависимости от обстановки.

Имелось опасение, что движение по шоссе будет возможно не раньше чем 12.10.1941.

7 батарея 427 тяжелого артдивизиона входит в подчинение 19 артполка под командование 73 полка.

12.10.1941 дивизия получает приказ наступать в направлении Москвы:

  1. После нападения 11.10.1941 57 армейского корпуса на оборонительный рубеж Москвы, 12.10.1941 противник бросил артиллерийские резервы навстречу нападению.

12.10.1941 в первой половине дня защитная группа усиленная стрелками мотоциклистами совместно с группой прорыва (группа 3 пехотной моторизованной дивизии и танковым полком 20 танковой дивизии) продвигается (во время развивающего наступления в 6 км северо-западнее Медыни)  по шоссе Медынь-Малоярославец к местности Ильинское в отношении более сильного врага с тяжелой артиллерией и танками.

19 танковая дивизия 13.10.1941 к 00.00 часов выступает до железнодорожного перекрестка в 15 км юга-западнее Медыни, с тем чтобы 14.10.1941 прорваться на Малоярославец.

Выдвигаются следующими эшелонами:

7-я батарея 427-го тяжёлого артиллерийского дивизиона снова подчиняется (придаётся) 19-му артиллерийскому полку, на время марша – находится под командованием 73-го мотопехотного полка.
Для осуществления марша назначаются следующие походные группы:
Группа A:

Командование 19-й стрелковой бригады;
Третий дивизион 19-го артиллерийского полка;
Батарея артиллерийской инструментальной разведки 19-го артиллерийского полка;
2-я батарея 85-го зенитного дивизиона.

Группа B:

Штаб дивизии вместе с начальником штаба.
Группа C:

27-й танковый полк вместе с приданным 2-м дивизионом 19-го артиллерийского полка.

Группа D:

Командование 19-го противотанкового дивизиона;
с 1-м дивизионом и штабной батареей 19-го артиллерийского полка.

Группа E:

Командование 73-го мотопехотного полка вместе с 7-й батареей 427-го тяжёлого артиллерийского дивизиона;
3-я батарея 85-го зенитного дивизиона.
Продвижение вперед сталкивалось с ожидаемым сопротивлением, поэтому требовалось дополнительное развертывание подразделений. Снабжение батарей налаживалось трудно, так как это занимало много времени для доставки от точки N сюда. Прибывшие орудия могли стать на позиции только 13.10.1941.

В этом месте шоссе перерезала река Выпрейка, а к северу река Лужа.

Долина Выпрейка-Лужа образовала выраженную выемку  поперек шоссе, которую советы умело превратили в линию обороны, на крутом восточном берегу связанная система бункеров строилась с лета, частично она была снабжена бронированными куполами и господствовала над спадающим западным склоном.

В отдалении от шоссе располагалась особенно укрепленное левое крыло с тяжелыми укреплениями около деревень Большая Шубинка-Выглово, а также от 4 до 8 км к юго- востоку от Ильинского.  Непосредственно у шоссе на западе Ильинского по обе стороны шоссе располагались основные укрепления.

 

Она блокировала доступ в Москву как оборонительный рубеж. Линия продолжалась дальше на северо-запад сначала вдоль Лужа, потом по Протве до Можайска. Всюду окопы связывали бункеры. Где склон реки не образовывал бронированную преграду, его делали вертикальным.

Линия обороны с бункерами была замечена немецкой авиаразведкой уже летом и наблюдалась ею постоянно. Но густой лес, который русские использовали как маскировку от воздушной разведки, затруднял понимание и делал результаты военной авиации недостаточными. Попытка понять глубину обороны дала в итоге не много.

Около Ильинского позиции занимали курсанты подольского училища. Они имели хорошую подготовку и недостаток боевого опыта заменялся на их фанатизм.

Согласно советскому источнику (Самсонов стр 79) были применены первые резервы, которые были переброшены с дальнего востока.

Перед этим оборонительным рубежом находилась и атаковала 3 пехотная (моторизированная) дивизия. По обе стороны шоссе атаковала 29 моторизованный полк, позиции которого располагались на хорошо пристреленной артиллерией противника заминированной пойме реки. Собственная сильная артиллерия не могла помочь нападению.

Приказ по дивизии 13.10.1941 для атаки на защитную линию Москвы:

«Враг занимает обустроенные полевые позиции около реки Выпрейка. У деревни Старое Рыбино есть вражеские силы.

На западе с помощью танков выясняется позиции врага. Из артиллерии 13.10.1941 две легкие батареи на западе Кудинова, тяжелая батарея на юго-востоке Кудинова, тяжелая батарея на западе Малоярославца, у Малоярославца бетонирование убежище. На шоссе нужно считаться с минами (с электрическим пуском).

19 танковая атакует 14.10 в 00.00 к югу от шоссе Медынь-Малоярославец, прорывает оборону и выходит на рубеж Протвы к 9 километрам от Малоярославца.

AR19 подчиняет: первую батарею  3 артилерийского полка, 800-ый пушечный артдивизион (вооружение 355мм и 420мм тяжелые осадные мортиры/пушки), 427 тяжелый артдивизион (вооружение 100-мм пушки и 100-мм тяжелые полевые гаубицы).

Первый артдивизион взаимодействует с 29 моторизованным полком.

Второй артдивизион  взаимодействует с74 полком, 843 тяжелый артдивизион подчиняется 19 артполку.

Артиллерия поддерживает прорыв 19. Sch.Brig и прикрывает фланги около Большая Шубинка и Лукьяново при Луже.

Установленные подразделения 3-ей пехотной дивизии передаются в подчинение 19-й танковой дивизии, которая решается перенести направление главного удара с малоперспективного вдоль шоссе в точку примерно 4 км южнее, между сильно укрепленным районом Бол.Шубинка — Выглово и основной целью Ильинское, по-видимому, это слабое место в сильной русской обороне.
  

 

На местности ситуация оказалась лучше, чем ожидалось после изучения карты. Можно было продвинуться к этому месту благодаря лесным пролескам и пустошам на западном склоне речки, тем более, что сырая земля уже начинала подмерзать. Войска идут к месту прорыва в последовательности их прибытия к месту сражения. В то время как 19-й танковый разведывательный батальон к югу разведывает и сковывает силы противника около укрепленного района Большая Шубинка –Выглово , усиленный 2ой батальон 74 полка и  первый дивизион 19-го артполка к северо-западу от этого места приближаются к вечеру 14 октября к реке Выпрейка в сторону Пожидаево и находит там никем не занятые укрепления на восточном берегу.  Также они находят одну хорошую мель. Отсюда 74 полк 15 октября  с боем через лес и луг движется  под острым углом к шоссе в тылу русских позиций и достигает примерно в 8 км на восток от Ильинского до деревни Черкассово. Около 14.00 им удается захватить деревню, так как в деревне не было четко организованной обороны, и держат ее в течение нескольких дней, несмотря на яростные контратаки русских, тем самым перерезают важную линию снабжения защитникам линии обороны. Отделение 27 танкового полка выдвинулось к 74 полку на подкрепление.

Как только эта цель достигнута, IR 29 должен начать фронтальное нападение используя всю мощь тяжелого вооружения и остальных танков 27 полка.

В то время как орудия  первого дивизиона 19 артполка из за слишком длинной дистанции не могли действовать, и оставались в Черкассово, второй батальон 73 полка в сильную пургу и неожиданно ранний рассвет.

Им удалось «взломать» несколько бункеров, но ближе к Ильинскому бункеры занимали хорошую позицию и были хорошо защищены. Ночью  второй батальон 73 полка достиг середины населенного пункта, но нем мог сообщить на запад своего местонахождения, так как средства связи вышли из строя.

Ни сигнальные ракеты, ни звук боя, не смог проникнуть на запад из за сильного снегопада. Наблюдательные пункты на западе не заметили никакого движения второго батальона 73 полка. Даже главнокомандующий Клюге наблюдал с места второго дивизиона 19 артполка за ходом операции.

Второй батальон принимая во внимания растущие потери вынужден был отступить. Разведгруппа этого батальона, не получила команду отхода и прорывалась сквозь советские позиции. Она достигла командного пункта 29  моторизованного полка к западу от Выпрейки.

На следующий день здесь разыгрывается весьма значительное сражение, второй батальон 73 полка снова выступает из брода на север, однако теперь он встречает больше трудностей, так как Советы заняли бункеры, которые вчера были пустыми.

Батальон должен приготовиться соединиться справа от Сергеевки  с наступающими с востока на запад  второго батальона 74 полка и первого батальона 73 полка с прибывшими в Черкассово танками.

К востоку от Сергеевки находилось, ни кем не обнаруженная хорошо оснащенная позиция зенитных пушек, которая препятствовала любому проникновению.

Только теперь эти зенитки будут повернуты в другом направлении, а именно на восток.

Один за другим было подбито 14 из 15 немецких танков. В дальнейшем лишь один танк достиг линии обороны около Выпрейки.

С прорывом с Востока на Запад все-таки удалось прорвать линию обороны и возобновить движение на восток.

Проведение операции стоило больших потерь в танках и живой силе, так как в том числе из-за метели артиллерия не смогла оказать соответствующую поддержку.

Вахмистр Кох передовой наблюдатель корректировщик 6 батареи 19 артполка  получил железный крест  как первый унтер-офицер полка.

Дальше доклад с запада Ильинского: Мы вели огонь по сигнальным ракетам, так как больше не было никакой возможности ориентироваться из-за темноты и снежной пурги. В течение второй половине дня нас посетил генерал-фельдмаршал Клюге, командующий 4-ой армией и интересовался положением дел. Я описал ему положение дел и показал поле сражения.  Раньше, я пристрелялся по русскому орудию на опушке леса, и время от времени посылал туда снаряд, чтобы подавлять орудийный расчет. Прямо во время моего  доклада командующему, офицер прокричал «Русские у орудия!» я отдал команду огонь и стал наблюдать за обстрелом. Когда снаряд разорвался, мы услышали сильный взрыв и увидели остроконечное пламя. Пожалуй наш снаряд попал в боезапас. Когда все это увидел фельдмаршал, который наблюдал все это в бинокль, он произнес –«Господи, какой ужас». Только к 18.10 связь с группой Вестермана в Черкассово была восстановлена.»

Тем временам как второй батальон 74 полка и первый батальон 73 полка шли на запад, 3 рота и 2 дивизион 19 артиллерийского полка заняли круговую оборону в Черкассово против сильных вражеских атак.

Частичное снабжение проводилось пикирующими бомбардировщиками. Артиллерийские боеприпасы не доставлялись.

Советское кольцо окружения должно было проламываться снаружи с помощью огневой мощи 1 и 3 дивизиона 19 артполка.

2ой батальон 19 артполка мог действовать ограничено из-за недостатка боеприпасов, путь подвоза через переправу на Выпрейка вследствие непрекращающегося дождя стал непроходимым, следовательно боеприпасы не подвозились.

843-й тяжелый артдивизион в дальнейшем продвижении  подчинен полку.

Первый и второй дивизионы 19 артполка а также 843-й тяжелый артдивизион взаимодействовали с 74 полком.

Первый дивизион 3его артполка и третий дивизион 19 артполка с 73 полком.

Самолет корректировщик должен быть готов к 15.10, в 7.30.

Задание для 3 батареи 19 артполка было защищать прохождение защитной линии Москва по обеим сторонам, так как фланкирующий огонь из населенных пунктов Лукьянов и др. мешал переходу.

  1. 10. Моторизованая 98 дивизия приблизилась с юго-востока на расстояние 20 км от города по шоссе Калуга-Малоярославец, на севере 3 моторизованная дивизия взяла Боровск.

В этот день главнокомандующий 4-ой армии издал приказ об окончании операции по окружению под  Вязьмой с сообщениями об успехе: 332 000 пленных, 2085 орудия, самолеты и противотанковые пушки, 7780 автомобилей и большое количество военного имущества.

Такие сообщения об успехе позволяли забыть о перенесенном холоде, промокшей одежды, недостающего продовольственного снабжения и, прежде всего, значительных потерь, при этом все думали, что это позволит окончить поход на Москву до конца года.

Однако, враг пытался предотвратить достижение этой цели, и поэтому он отправлял беспрерывно войска, запасные части, тяжелое оружие и боеприпасы к этому опасному для него месту, с которого можно бло ударить по Москве.

Для нападения  16.10  приказано всем артиллерийским группам открыть огонь с 8.00 до 8.10 по Ильинскому для обеспечения прорыва вплоть до линии Кудиново-Лукьяново.

 „Мы познакомились  с новым военным инструментом: установленные огнеметы, которые были установлены на небольших расстояниях в уличных склонах и направлялись  прямо на нас. Мы шли по переулку как по лезвию бритвы.

Инженеры 19ого начали безотлагательно возводить мост через Выпрейкую. 73 полк  защищал место перехода и расширял освобожденный регион ночью в сторону севера и юга с приписанным первым батальоном 74 полка. К северу от шоссе советы обстреливали переправу. Однако с первыми танками следовали также первые орудия второй батареи 19 артполка, которые во взаимодействии с 73 полком брали на прямую наводку  досягаемые для них бункеры, позже освободившиеся вторая и третья батарея  19 артполка пришла на помощь. Также инженеры 19ого помогли  своими огнеметами. В течение дня удалось обезопасить переправу от воздействия противника.

  1. 10. мост на Выпрейка был готов. Теперь подразделение могли свободно продвигаться по мосту и наносить удар по Малоярославцу.