Федор Лазутин, Н.П. «Ковчег».
Родовое Экологическое поселение Ковчег
Отношение к Земле
Что такое экопоселение? Чем оно отличается от сельского населенного пункта? Как эти отличия могут быть сформулированы и закреплены юридически? Этими вопросами мы постоянно задаемся с момента организации «Ковчега». Когда зимой 2001 года собралась первоначальная группа, и начался поиск земли под поселение, никто себе толком не представлял, как может быть оформлен юридически тот образ поселения, который у нас был. Впрочем, сформулировать его на бумаге тоже оказалось не так просто, и прошло не одно собрание, прежде чем были выделены те несколько правил, которые позже были внесены в устав. Понятно, что эти правила не могут охватить все стороны жизни поселения, да и не в этом их назначение, а скорее в том, чтобы дать почувствовать любому человеку направление наших мыслей. Понятие о родовом поместье плюс эти правила да плюс набор этических норм, не сформулированных на бумаге, но ощущаемых любым «ковчеговцем», создают образ поселения, которое мы строим.
Центральное понятие в нашем поселении — понятие родового поместья. Наша задача в том, чтобы закрепить за каждой семьей гектар земли таким образом, чтобы ее права на эту землю ни у кого не вызывали сомнений, чтобы никто не имел права вторгаться на нее, чтобы хозяева поместья могли завещать его тому, кому посчитают нужным. При этом участок, отведенный под родовое поместье, должен всегда сохранять этот статус, и он должен быть закреплен юридически. Другая задача — создать здоровый устойчивый социум, в котором (а не только на гектаре!) будут расти и формироваться наши дети, который поможет каждому в повседневной жизни и в духовном росте, и который, объединив общие устремления, сможет решать задачи, отдельному человеку непосильные. Как этого достичь?
Если рассмотреть общечеловеческую категорию, то земля — это объект совершенно особого свойства. Человек может сделать табуретку, собрать компьютер или написать к нему программу, и это будет его собственность как произведение его рук. То есть этого предмета не было, человек приложил усилия, и он появился. Здесь все понятно. Земля была миллиарды лет до нас, и после нас останется. Она сотворена непостижимым пока для нас Высшим Разумом как идеальное место обитания бесчисленного числа существ, от инфузории до человека. Продал ли нам Создатель эту землю? Или, может, сдал в аренду, или потребовал подписания договора? (по мне, так уж лучше бы потребовал, но и этого нет). Эта прекрасная, совершенная Земля выдана нам просто так, для того, чтобы мы жили на ней. А еще — Солнце, воздух, вода и почва — все нам дано.
То есть живет человек на своем участке, одаривает его своим теплом, обхаживает, любит и уважает все живое, соседствующее с ним, будь то насекомые или птицы, кормится с этой земли, не портя ее — и замечательно, оставил после себя наследника, делающего то же самое — еще лучше! Но если он уехал в другое место, оставив участок пустовать, то пусть на нем селится другой — разве это не закон Вселенной? Но современный человек создал свои законы, объявив себя хозяином этой земли, созданной не нами задолго до нас. Мы продаем (вдумайтесь в это слово!) и покупаем землю, которую наши предки называли земля-матушка, берем аренду и ждем, когда она поднимется в цене. Купля-продажа земли — самое постыдное изобретение современного человечества!
А поскольку основанная на ней система противна природе, для ее поддержания создали армию, полицию, суды и тюрьмы, а все для того, чтобы какой-то человек мог бы сказать — это МОЕ! Для того чтобы он, живя, к примеру, в Москве, мог владеть землями в Калужской области, землями, которые он никогда в жизни не видел, и чтобы ни один человек без его ведома на них не ступил!
Есть и другая сторона этого вопроса — морально-этическая. Само понятие собственности подразумевает полную свободу в распоряжении предметом, который у тебя в собственности находится. Мой стул — хочу перекрашу в другой цвет, или ножку отпилю лишнюю, или в печке сожгу. Такое же отношение переносится и на землю. Хочу — засыплю весь участок гербицидом, хочу — истреблю на нем все муравейники (не нравятся мне они!), хочу — весь закатаю асфальтом. Ведь участок-то МОЙ! Я его КУПИЛ, за свои деньги! А ведь у древних, диких, как мы говорим, народов, такое отношение к земле посчиталось бы ужасным кощунством. Землю уважали и любили, боялись обидеть ее неосторожным словом или действием, у деревьев, перед тем, как срубить, просили дозволения и, без крайней необходимости, не обижали и не губили никакую тварь, соседствующую на этой земле с человеком.
То ужасное состояние, в которое приведена земля повсеместно, есть прямое следствие нашего отношения к ней. Можно ли изменить ситуацию на нашей планете, ведущую к скорой гибели человечества, не изменив в корне этого отношения? Можно ли нам с вами построить новый социум, опираясь на те представления, которые завели в тупик старый? Вряд ли.
Как эти рассуждения применимы к нам? Идеальной формой оформления родового поместья, с общечеловеческой и юридической точки зрения, было бы бессрочное пользование с правом наследования. Поскольку сейчас в законодательстве такой формы нет (убрали совсем недавно!), мы ищем максимально приближающуюся к ней по смыслу. В соответствии с этой формой каждому человеку выделяется участок земли площадью в один гектар для организации родового поместья в бессрочное пользование с правом наследования, причем наследником может быть любой человек, названный хозяином участка. В договоре записываются основные принципы, определяющие участок как родовое поместье, в том числе постоянное проживание на нем. При использовании участка по назначению вопросов не возникает, в противном случае (асфальт или гербициды, к примеру) договор расторгается и участку подыскивается новый хозяин. При этом постройки, находящиеся на участке, являясь собственностью предыдущего хозяина, могут быть проданы новому. Эта форма оформления, полностью устраивая тех, кто хочет жить в экопоселении, преграждает путь в него тем, кто вкладывает деньги в землю с целью спекуляции, тем, кто берет землю про запас, «чтоб было» и тем, кто живет по принципу: что хочу, то и ворочу, и соседи по поселению мне не указ. (Для последних существует хуторская, или фермерская форма жизни — вокруг никого, живи как хочешь). Но еще остается вопрос: кому все-таки принадлежит земля, то есть с кем заключает человек этот самый договор бессрочного пользования?
Представим себе совсем уж абстрактную ситуацию, то есть такую, которую в современном мире уже и не встретишь. Идет по Земле группа людей, ищет себе место для жизни. Находит большое поле, и лес вокруг, и нет в округе никого. Селятся рядом друг с дружкой, каждый на своем участочке, и живут себе мирно, и никто в этом поселении не пьет водку, не курит, не матерится. Проходит время, и появляется на горизонте путник. Подходит, и говорит: хочу мол, жить здесь, рядом с вами. Ну водкой от него, как полагается, за версту, и мат через слово. Народ ему и отвечает: пить водку да курить у нас, знаешь, не принято, поэтому либо бросай это дело да селись, либо ищи себе другое поселение.
То есть понятие поселения возникает неизбежно, ведь даже если люди (а сейчас это возможно) изначально получили участки независимо друг от друга, хозяева соседних поместий неизбежно начинают взаимодействовать друг с другом, создавая социум, или, по старому, общину (не путать с коммуной!). Соседей по поселению связывает между собой масса ниточек, люди притираются друг к другу, возникают определенные традиции и устои. Причем эти устои (по самому звучанию слова!) бывают весьма устойчивы, поскольку поддерживаются не одним человеком, а целым коллективом. Захочется ли людям, привыкшим к определенному укладу жизни, пускать себе в соседи того, кто заведомо будет его нарушать? Не думаю. А это значит, что права на землю должны принадлежать именно общине (социуму), и община должна поддерживать мир и лад, решать спорные вопросы и организовывать общие дела, неизбежно возникающие в поселении. Община же должна выделять участки под поместья, причем получающий участок должен в эту общину вступить, тем самым выражая согласие с ее традициями и устоями. Община же распоряжается и прочими сельскохозяйственными и лесными угодьями, ей принадлежащими.
Можно ли реализовать эту схему в рамках современного законодательства? Можно! В нашем случае община оформлена как некоммерческое партнерство, состоящее из хозяев родовых поместий. Главная уставная цель партнерства — организация поселения и решение всех вопросов, связанных с его существованием и развитием. Земля оформляется именно на партнерство, что существенно упрощает для каждого процедуру получения и оформления поместья, причем партнерство имеет возможность придать участку именно тот статус, который нам нужен. То есть мы, коллектив единомышленников, оформленный как некоммерческое партнерство, имеем право заниматься законотворчеством на территории поселения, то есть направлять жизнь в нужную нам сторону. Мы можем ввести понятие Родового поместья, которого сейчас нет в законодательстве, и придать ему юридическую силу. С нашей точки зрения именно такая форма организации наиболее перспективна и жизнеспособна, хотя и тяжело приемлема для современного человека, отвыкшего от жизни общинной, и привыкшего к городскому, «квартирному» праву. Но это — отдельная тема.
Так давайте этим и займемся — созданием своего будущего! Оставим зависть, чувство самости, мелочную корысть и обиды, сковывающие нашу мысль и нашу энергию! Давайте относиться к Земле бережно и с уважением, как и ко всему живому, населяющему ее! Давайте отвернем наши мысли от своих мелочных интересов и создадим мысль коллективную, способную решать задачи, достойные Человека!
14 октября 2005