А.Михайлов

Здравствуйте, уважаемые друзья Платона! Учёный секретарь нашего клуба (то есть я) хотел было в этом выпуске продолжить разговор о предопределении и свободе, да вышла некая незадача. Группа критиков справедливо указала на отсутствие некоторых дефиниций. То есть, надо договориться о значении кое-каких слов и понятий. А в нашей с вами строго научной работе это очень важно. Однако этот самый председатель, как человек упрямый, тут же выдвинул довод, мол, обо всём договариваться – года не хватит. И совершенно волюнтаристски постановил: всякие значения давать иногда (!!), а пока дать приблизительное значение (вот они, философы!) понятию «антисистема» (ни много ни мало), так как всякие антисистемные целостности будут всплывать по ходу дела постоянно. Итак…

Антисистема

Думаю, никто не будет спорить с утверждением, что миром этим правят идеи. Вот и правильно, вот и не спорьте. Тут даже за примером далеко ходить не надо. Высказала некая девушка свои взгляды на мир – и что видим? Видим, что вполне взрослые, серьёзные и ответственные люди подхватились и построили в чистом поле домики, понасажали деревьев. Хотят, вишь, жить по-новому… Молодцы! Однако при ближайшем рассмотрении вдруг оказывается, что желание их сильно неоригинально. Кого на Земле ни возьми, все хотят жить долго и счастливо, и периодически целые народы (не то, что отдельные типусы) начинали «новую жизнь». Но поглядите по сторонам, можно с какой-нибудь горушки (чтоб дальше видеть): никакой новой жизни не видно, один только горький катаклизм… В чём же дело? Куда подевались все новые идеи и их носители? Ответ прост и жёсток: сначала выбили носителей, потом умерли никем не поддерживаемые идеи. Причём выбивать физически очень долго и тяжело. Да и результат совершенно неясен. Проще и надёжней противопоставить Идее (системе взглядов) Антисистему (антиидею). Рано или поздно они взаимоуничтожатся, и не беда, если после этого людей с позитивным взглядом на мир ещё немножко останется. В мир можно выстрелить ещё одной губительной идейкой.

Свобода, ведущая народ (Эжен Делакруа, 1830)

Кто этим пользуется? Тут мы ступаем на путь и скользкий и опасный! Дрянь эту широко применяют «князья мира сего». Не пешки вроде президентов, царей, герцогов, премьер-министров. А настоящие князья. КНЯЗЬЯ. И, уверяю вас, СИЛА их велика. Давным-давно взнуздали они этот мир и крепко держат поводья! А кого ни спроси, покрутят только пальчиком у виска: это у тебя, дядя, мания такая – «теория заговоров» называется… Однако почитайте любые исторические труды ВНИМАТЕЛЬНО, неизбежно придёте к выводу о неких управленцах. Особенно помогают всевозможные мемуары. Буквально каждый, имевший «честь» работать с ними в контакте, хочет блеснуть перед потомками, оставляет намёки, свидетельства (иногда прямые!!! Например, Дизраэли, английский премьер). Молчать людей не может заставить ни угроза смерти, ни прямое уничтожение особо говорливых. Маннергейм, Пилсудский, Черчилль, Рузвельт мл., Берия мл. и т.д. Свидетельств для людей внимательных более чем достаточно! Они ведь, паршивцы (князья, конечно же), даже магией не брезгуют (да-да, той самой, из сказок, но об этом разговор ещё впереди). А кругом только тишь да гладь. Вот она, реальная СИЛА!

Блаженный Августин

Вопрос следующий: а кто ж «ведётся» на гнилушные идейки? Ответ прост и очевиден: а наши с вами сограждане. Тут вопрос голой психологии. Всегда, в любом обществе, имеется некоторое количество персонажей, кои жизнь не любят и не понимают. То есть, по-настоящему понимающих нет вовсе (я так думаю, ва!), однако какая-то внутренняя неозлобленность, доверие БОГУ, заставляет людей добродушных (в полном смысле этого слова) искать непротиворечивую систему взглядов, объясняющих мироздание, при этом не сваливаясь в человеконенавистничество и богоотступничество. Т.е. человек, даже что-то не понимая, не озлобляется и какие-то вопросы оставляет «на потом». И не отрицая всё многообразие и всю сложность мира, участвует в жизни этого мира, видит его красоту, находит в ней радость и по мере сил творит её во времени и пространстве. Часть же людей ищет простые ответы на сложные вопросы. Старается мир максимально упростить (ну, чтобы понять самому), красоту порушить и заглянуть: а что это там внутри? Тут-то и ловятся они на стройные и изящные построения, сулящие знания (сокровенные, естественно!), свободу и власть. В результате теряют и то немногое, что имеют… Мало того. Всегда (всегда!) губят они всё вокруг. И людей, и природу, и искусство. А умирают в недоумении и обиде: чёй-то их не поняли? Пушкин ещё сказал, что либералы-то у нас хороши, да вот только дрянь народец… все двести, впрочем, сейчас поменее – около ста сорока миллионов соотечественников. Способ распространения тоже всегда один: ложь. Ложь, всегда прикрытая красивой обёрткой. И результат тоже всегда один: кровь и пепел пожарищ…

Видов антисистем громадное количество. Разнообразие их велико. Философские и чувственные, теистические и атеистические, первозданный, так скать, ничем не прикрытый сатанизм и вполне цивильный, очень ныне популярный гуманизм… Что? Вы не думали ничего такого про систему с таким ласкающим самоназванием? Зря! Гляньте только на Запад. Куда он прикатился? Гуманистический наш… А что в пределе развития, так и подумать боязно. В общем, описать даже часть их – труд совершенно неподъёмный. Кто посмеет потянуть, может рассчитывать сразу на «профессора». И хотя ниже будет приведено что-либо для примеру, я, не кривляясь, сразу укажу, в чём их единство. Все они (и ВСЕГДА!) не приемлют Божий Мир (их девиз – этот мир плох!). Движение их – всегда к упрощению, а предел развития – аннигиляция (для тех, кто любит проще – уничтожение). У Творца (Всеблагого Вседержителя) вся конструкция идёт от простого к сложному. У врага же строго наоборот. Упрощение, разбивка на части и пр. Тут для примера можно привести свободу. Кто хочет побороться за свободу слова, скажем? Отличная гуманистическая цель. При этом аккуратно опускается, что ваша всеобъемлющая свобода уже поделена этими «борцунами» на много мелких и даже меленьких. Вплоть до права выйти на площадь и снять штанцы, пардон, брюки. И ответственность за свои меленькие свободы предлагается нести такую же меленькую. Ну, орал, что ментов надо гасить, так ведь не пошёл… просто мнение высказывал! Чё цепляетесь?

Следующий признак антисистем – они не входят в понятие «сигнальная наследственность». Их невозможно получить в семье. Поскольку они оторваны от природы (мир же плох), существуют они в записи, то есть, обращены в первую очередь к уму клиента (не к душе; только сердце зряче!) и подменяют туманную интуицию «знанием», а толкуют эти записи всевозможные «гуры», просветлённые, старцы горы, госсекретари госдепа… Отсюда следующий признак: доктрина всегда(!) для них не следствие, а причина жизни. И, соответственно, если в обычном мире всё проверяется опытом, то здесь решает мнение. Реально то, что считают другие, истинно то, что говорят, хорошо то, что одобряют. И человек, пошедший этим путём – «дикарь», который всё видит, но ничего не понимает. Среда его обитания – пустота (не реальный мир); он как бы освобождается от пут жизни, всё ему ясно и понятно. Но в среде «большого народа» он задыхается, как рыба… Будучи отрезан от духовной связи с народом, на людей смотрит как на материал, а обработка его – проблема чисто техническая. Тут всем положено вспомнить символ масонского движения: строительный набор и люди-камни, прикладываемые друг к другу…

Скот Эригена

Теперь, если вы ещё не убежали (перцы стойкие), пара примеров: Скот Эригена (монах) в те ещё годы (ужасное Средневековье) изучил греческий, перевёл византийских мыслителей и отцов церкви (Дионисий Ареопагит, Максим Исповедник и т.д.) и создал собственную космологическую систему. Природа делится на четыре вида бытия: творящее, но несотворённое; сотворённое и творящее; сотворённое, но нетворящее; несотворённое и нетворящее. Первое предложено считать Богом, о котором мы ничего не знаем (просто не можем), и Он сам не знает, что Он есть. Нормально? Пожалте дальше. Не имея ни начала, ни конца, Бог не может действовать, но не может и покоиться; ему мешает воля, через которую Он хочет быть всем. Весь окружающий мир получился у него случайно, в результате потенций и эманаций. И он о нём не знает и молитв не слышит (т.е. они и не нужны)… Там было ещё много чего. Система довольно стройная и очень логичная. И, заметьте, строго атеистическая. «Божественный мрак», не личность, а стихия. Братия монастыря не возжелала принять «божественный мрак», и наш монашек получил по голове. Собственной чернильницей. Законный результат. Ну, вот вроде и всё. Всё? Да щас, как пишут в этих ваших интернетах. Через пару веков его идея таки выстрелила. Её вытащили из грязи, отмыли и развили. Но не теологи, а философы-идеалисты. Декарт, Спиноза, Кант, Фихте, Гегель… Может, слыхали? Кстати много позже этот мрак был описан в теоретической физике как вакуум, похищающий фотоны (частицы света), т.е. выполняющий функции средневекового Люцифера…

Вообще, все эти идейки на Руси приживались не очень… Русак привык понимать мир и Бога душой, европеец мозгом. А это чревато. Однако богоискательство – не блажь. Ответьте-ка мне на базовый вопрос всех времён и народов: Бог, создавший мир, – благ; откуда в мире зло и сатана? Сразу вот так, кроме «ну…..это…..», и не найдёшься. А характер и система мировоззрения смысл имеют сугубо практический – отделение добра от зла и объяснение того, что есть зло. Средневековый (и не только) обыватель проблему решал просто: война дьявола с Богом (элементарный дуализм). Но теологи против: какое противостояние, если Бог вездесущ? –То есть как какое? – спросим мы. –Если Бог вездесущ, то Он и в дьяволе, и вся ответственность на Нём. И раз Бог – источник зла и греха (пусть даже непосредственным исполнителем работает чёрт), то нет смысла почитать Его. На это теологи-монисты отвечали, что сатана был создан чистым ангелом, но возмутился по самоволию. Но это несовместимо с принципом всеведения Бога. И Его всемогущества. Потому как не пресекает… Тут западная мысль напряглась и двинула новую концепцию: чёрт Богу нужен для особых поручений (т.е. компромисс Бога и врага). Для обывателя самое то, для верующего неприемлемо абсолютно. И вот в 847 г. учёный монах Готшальк развил идеи Бл. Августина о предопределении: одни люди «обречены» на спасение в раю, другие на ад и муку вне зависимости от деяний, просто по предвидению Божию. Он же всемогущ и всеведущ. И обо всём подумал ещё при сотворении мира! А наш знакомый Иоанн Скот Эригена Готшалька поддержал, заявив, что зла в мире вообще нет (Господь-то благ! Зла не творит. Просто вы чегой-то недопоняли). И разом удалил из теологии проблему добра и зла. Молоток! Кстати заодно вылетает и теоретическая и практическая мораль (опаньки!).

Сатаногенез мы оставим на потом. Тема тоже любопытная. А пока сухой остаток: идеи этих богоискателей, применённые пылкими последователями, унесли миллион-другой жизней только сами по себе. А их ведь ещё и развивали… Для борьбы с этой жутью и обмороженными носителями средневековая церковь ввела институт инквизиции. Про неё вы уж точно слышали. Причём только плохое. Точно? Точно. А вопрос-то непростой. Про него тоже поговорим. Потом. А сейчас прощаюсь. Пока…

Александр Михайлов
д. Ковчег, Калужская область