Подольские курсанты — последний резерв ставки

Первый дот
Артиллерийский дот справа от дороги на территориии музея «Ильинские рубежи»

Когда людям, которые едут в наше поселение, объясняют дорогу, то часто говорят — «Когда въезжаете в село Ильинское, то нужно доехать до указателя музей Ильинские рубежи и перед ним повернуть направо». Впереди мелькает монумент, стоящий на насыпанном кургане, если едете в темноте, то с дороги видны отблески вечного огня, горящего перед монументом. И дальше дорога проходит как раз вдоль бывшей линии укреплений… Внимательный человек может заметить старые покрытые мхом доты (один полузасыпанный — прямо на обочине). Живые свидетельства войны. Дело в том, что в этих местах, в Ильинском, Кудиново и соседних селах несли оборону подольские курсанты. Причем оборонялись они так, что об этом были написаны книги («12 дней одного года», «На Варшавском шоссе», «Подвиг подольских курсантов»), создан монумент с вечным огнем, снят документальный фильм «Последний резерв ставки», написаны стихи и песни. Во многих городах есть улицы «Подольских курсантов». Это как раз то место, бывшее Варшавское шоссе, прямая дорога для танков на Москву.

Повесть «Двенадцать дней одного года»:
Повесть Двенадцать дней одного года
Фильм «Последний резерв ставки»:
Последний резерв ставки Последний резерв ставкиНо попробуем по порядку.

Всего перед Москвой были построены две линии укреплений. Вяземская линия укреплений — эшелонированные укрепления в 3 ряда от Брянска через Ельню и Вязьму до Осташково и Можайская линия укреплений — от Тулы, через Калугу, Ильинское, Бородино, Ярополец. На карте они хорошо показаны:

Схема обороны Москвы
Постановление о создании Можайской линии обороны было принято уже 16 июля 1941 года. Работы планировали закончить к 25 ноября.

Операция «Тайфун», названная немцами «главной битвой года», началась 30 сентября 1941-го переходом в наступление Второй танковой группы генерала Гейнца Гудериана. В первых числа октября 1941 (почти сразу) они захватили в котел под Вязьмой значительные силы, также было захвачено Варшавское шоссе (дорога через Юхнов-Ильинское-Малоярославец). На столицу по шоссе двигался 57-й моторизованный корпус в составе 200 танков и 20 тысяч пехоты на машинах в сопровождении авиации и артиллерии.

Танковая колонна немцев:
Танковая колонна немцев
Вот что пишет об этом маршал Жуков:

«Оборона наших фронтов не выдержала сосредоточенных ударов противника. Образовались зияющие бреши, которые закрыть было нечем, так как никаких резервов в руках командования не осталось».
«Воспоминания и размышления», Г. К. Жуков об обстановке к 05.10.1941

В районе Ильинского успели построить порядка 30 артиллерийских и пехотных дотов (всего по линии МаУР — Малоярославецкого УкрепРайона было построено около 100 дотов, однако большая часть была сосредоточена для обороны дорог, как в Ильинском). Линия обороны проходила по восточному берегу р. Выпрейки (которая делит Ильинское пополам). Проходила через место современного музея «Ильинские рубежи», дальше шла через современное кладбище, где тоже есть дот (мы проезжаем справа от него, по дороге к мосту через Лужу. Кстати — наблюдательный пункт и пехотный дот хорошо видны справа от дороги. Далее линия обороны уходила от современного моста направо по берегу Лужи и тянулась достаточно далеко (в Можайский район за Бородино).

Второй дот
Артиллерийский дот слева от моста… хорошо видно как бетон буквально вздут взрывами внутри — дот актино расстреливали из танков

Были вырыты противотанковые рвы, окопы, ходы сообщений. Доты были залиты, но недоделаны (не были установлены металлические части — двери, окантовки бойниц и т.д.), повторюсь — все планировали закончить к 25 ноября, а было начало октября.

Местные жители роют противотанковый ров и схема укреплений:
Местные жители роют противотанковый ров Ильинские рубежи схема укреплений Ильинского боевого участка

Третий дот
Пулеметный дот на территории музея, на табличке — имена оборонявших его курсантов

Тем не менее укрепления были готовы, но не было частей, чтобы их занять.

С Лужской и Вяземской линиями обороны уже были печальные истории, когда с громадным трудом построенные укрепрайоны не успевали занять части и немцы проходили через них без задержки как на параде. А части потом несли огромные потери, обороняясь в чистом поле, окопавшись там наскоро.

Четвертый дот
Пулеметный дот на обочине дороги, на его крыше уже образовался дерн

Поэтому был дан приказ поднять по тревоге курсантов двух Подольских училищ (артиллерийского — порядка 1500 человек и пехотного — порядка 2000 человек), в срочном порядке занять линию укреплений и продержаться 4-5 дней до подхода частей, срочно формируемых и перебрасываемых с востока.

Из описания событий:

Автор приказа об использовании курсантов училищ младшего командного состава в качестве заслона на пути немецких войск доподлинно не известен. Но человек, бросивший на убой так тщательно подготавливаемые командные кадры и без того обезглавленной на нижнем уровне командования армии должен был занимать довольно высокий пост. Трудно не охарактеризовать эту меру, как последнюю стадию паники в ГКО.

С началом войны в училища были посланы резервисты и студенты-комсомольцы разных вузов. Программа 3-х лет обучения была переформирована в шестимесячную. Многие из курсантов успели проучиться только сентябрь. Начальник артиллерийского училища И.О Стрельбицкий. в своих воспоминаниях писал: «Было среди них немало таких, кто еще ни разу не брился, не работал, никуда не ездил без папы и мамы…».

Вот стихи одного из выживших подольских курсантов:

С киноэкрана
        и с телеэкрана
Вот уже пятый
        десяток лет
Смотрят ребята,
        ушедшие рано,
Друзья,
        замены которым нет.
Десятиклассники.
        Огненный выпуск.
Фото в июне
        на школьном дворе.
Челки, косички,
        рубашки навыпуск.
Мир нараспашку...
        и бой в октябре.

Курсанты подольского училища:
Курсанты подольского училища
5-го октября вечером был объявлен сбор по тревоге. Подготовка (боеприпасы, еда, подготовка техники) заняла мало времени. Курсанты артиллеристы шли со своей техников. Из-за жестокой нехватки использовались восстановленные учебные орудия и даже безоткатные музейные пушки времен русско-турецкой войны(!). На предприятиях были реквизированы машины и уже вечером 6-го передовой усиленный отряд курсантов был под Юхновым. Однако курсанты не успели, немцы уже заняли Юхнов, оборону на восточном берегу Угры держал срочно переброшенный батальон десантников (400 человек) и остатки танковой бригады (2 танка).

Пятый дот
Наблюдательный пункт с амбразурой для крепления дальномера

Есть полная раскладка их обороны по дням, но подольские курсанты с десантниками смогли удержать существенно превосходящих по численности немцев на 5 дней(!).

Вот что пишет очевидец с немецкой стороны:

«Защищали эти позиции монгольские и сибирские дивизии. Эти люди не сдавались в плен, потому что им сказали, что немцы сначала отрежут им уши, а потом пристрелят. Пять дней полыхало ожесточенное сражение. Немецкие батальоны несли тяжелые потери…» Пауль Карель «Восточный фронт. Гитлер идет на восток»

Исчерпав боеприпасы, оставшись практически без орудий передовой отряд курсантов и оставшиеся в живых десантники (около 40 человек) отступили к Ильинским рубежам.

Вот схема обороны вокруг Ильинского:

Схема обороны Ильинского боевого участка
Дойдя до Ильинского немцы опять надолго остановились. Несмотря на подавляющий численный и технический перевес, поддержку артиллерии и авиации они не смогли с ходу взять восточный берег у с. Ильинское.

Каждый день начинался с мощного обстрела + атак авиации. Уже 12 октября склоны перед дотами были полностью перепаханы взрывами. Авиация частично разрушила противотанковые рвы и они стали проходимы для танков.

Также 13 октября 15 немецким танкам и нескольким бронемашинам удалось прорваться с южной части обороны курсантов, и зайти по Варшавскому шоссе в тыл со стороны Кудиново. Причем для маскировки колонна шла с красными флагами и сначала они были приняты за долго ожидавшееся подкрепление. К счастью до этого времени в Сергеевке удалось сохранить резерв и резерв быстро опознал, что танки немецкие. Орудия были развернуты и буквально за 7-8 минут колонна была разгромлена.

Фотография орудийной позиции у Сергеевки, сделанная немцами, видны сгоревшие танки на шоссе:

Фотография орудийной позиции у Сергеевки Ильинского боевого участка
Однако скоро и резерв был введен в бой. Сильнее всего мешало отсутствие техники и боеприпасов. Пушек не хватало. Учиться метко стрелять приходилось на ходу. Гранат не хватало, вместо них использовали бутылки с зажигательной смесью (бутылки КС). Нередко против танков оставались только ружья.

С каждым днем ситуация ухудшалась.

Когда я в свое время где-то три года назад осматривал доты — было странно, что не видно характерных следов пуль, каких много было на заброшенных укреплениях в районе Севастополя. Все оказалось просто. По ним стреляли в основном из танковых пушек.

Курсант 6-й роты Иван Макуха вспоминает: «От прямого попадания в ДОТ нас сбивало с ног взрывной волной, осыпало бетонными осколками, из глаз и ушей выступала кровь. Я получил контузию и семь осколков гранаты…» Противник предпринял атаку левого фланга 2-го батальона, который продолжал оборонять занимаемый район. Своими танками противник подходил на 50 метров к амбразурам и в упор расстреливал гарнизоны ДОТ, причем были уничтожены все защитники ДОТ 8 роты. ДОТы были разрушены и заняты пехотой противника.

Разрушенные доты линии обороны:
Разрушенные доты Разрушенные доты
Разрушенные доты Разрушенные доты
Разрушенные доты Разрушенные доты
Разрушенные доты Разрушенные доты

Из боевого донесения от 16.10.41 г.:

«…с выходом из Подольска горячей пищи не получали. До 40% артиллерии выведено из строя огнем автоматчиков, гранатометчиков и артиллерии. Тяжелая 152-мм артиллерия осталась без снарядов. Эвакуация раненых и подвоз боеприпасов и предметов хозяйственного снабжения прекращены.»

И при этом курсанты продолжали держаться и воспользоваться дорогой для переброски войск, горючего и боеприпасов на Малоярославец было нельзя.

16 октября немцы обошли оборону с юга и курсанты оказались в частичном окружении.

Немецкая схема атаки:
Немецкая схема атаки Ильинского боевого участка

17 октября:

…Вечером этого дня 17 танков противника прошли через Черкасово на Малоярославец. Веcти борьбу с танками нам было нечем. Командование полка решило пропустить танки, а пехоту задержать. Бутылок с КС и керосином у нас не было. Пехоту мы задержали и оттеснили в Черкасово. Танки прошли в Малоярославец и через некоторое время стали проходить обратно. К этому времени я в лесу разыскал бутылки с КС — 40 штук. Организовал группу подрывников. Под первый танк бросил связку гранат. Повредил его. После этого в танки были брошены бутылки, но все неудачно. Танки ушли и утащили на буксире поврежденный танк.»

18 октября был получен приказ отходить к Боровску.

Немцы были задержаны на 2 недели, которых хватило для формирования сплошной линии обороны на участках второй линии Можайского укрепрайона — по реке Наре. Было уничтожено порядка 100 танков и 5000 солдат и офицеров (изрядная часть наступавшего моторизованного корпуса).

Несмотря на сдачу линии укреплений операция «Тайфун» уже захлебнулась. Начались дожди, стали резко портиться сельские дороги, а шоссе стало гораздо проще защищать. Применять танки — основное преимущество Гудериана стало затруднительно (немецкие танки имели узкие гусеницы, и были рассчитаны на европейский климат). Наконец не было зимнего обмундирования для всей армии, находящейся в России.

19 октября в Москве было объявлено осадное положение.

Оставшиеся в живых курсанты (выжил примерно один из десяти) были отправлены доучиваться в Иваново. Погибшие были похоронены частью в декабре, а частью весной и летом 1942, когда опознать их уже было невозможно. Большинство из них по документам так и остались пропавшими без вести.

К концу октября 1941 немцы полностью заняли Калужскую область. Полностью освобождена она была только через 2 года, при этом наступлении только в Калужской области погибло больше 240 тысяч бойцов и офицеров.

Почему так было — отдельная история.

После боев:
После боев Ильинское


Американские школьники уверены, что немцев и японцев победили американцы, а самым кровавым сражением был Перл-Харбор. Ниже текст, написанный девушкой, жившей неподалеку от мест сражений (текст написан совсем недавно):

Я не помню, были ли у нас демонстрации 1-го мая и 7-го ноября и ходил ли кто-нибудь на них, но на 9-е собирался весь поселок. Ветераны надевали свои медали, дети читали какие-то стихи, местная самодеятельность пела песни. Потом желающие садились в автобус и ехали к другому памятнику, в лесу. Он близко, туда и пешком можно, мы там грибы собираем. Подольские курсанты там лежат, слышали, наверное. И — окопы, окопы… Поселок наш в 150-ти км. от Москвы, оккупации не было, но были тяжелые бои. Курсанты тоже воевали.

А вот еще, чуть не забыла. На поле прямо перед нашим пятиэтажным домом был дзот. Бетонный. Может, и сейчас есть. Мы лазили туда однажды, но почему-то нам там не игралось.

В старших классах мы ходили в поход на Ильинские рубежи. Это 140 от Москвы, совсем близко. В нашем школьном музее лежали пробитые каски, и их можно было трогать руками.

Когда я прошлым летом была у родителей, и мы ходили в лес, видели на деревьях обтянутые полиэтиленом картонные таблички. «Захоронение»… Количество человек, название поискового отряда… Следопыты все еще находят могилы. Мне не нужно ничего рассказывать про то, кто победил в Великой отечественной, на этих табличках все написано.

А еще… Еще мой отец очень похож на актера, который играл Васкова в «А зори здесь тихие». Когда я смотрю этот фильм, или слышу упоминание Василия Теркина, я почему-то все время думаю, что это — про него и таких, как он. Да, он, к счастью, войну не застал, но если бы… Они также рыли бы окопы, мотали портянки. Искали бы, где разжиться махоркой и спиртом, травили бы веселые байки и скабрезные анекдоты. И поднимались бы в атаку. Может быть, с матом. Может быть, зная, что лягут. Просто потому что — Родина. Мне, как и Ромму, не очень нравятся нынешние подростки. Да, я что-то такое слышала про то, что шеи у них свернуты от постоянного глазения на «запад», и что ни патриотизма, ни… ничего, вобщем, святого. Но почему-то я верю, что если вдруг… Нет, я не верю, я знаю. Они тоже будут подниматься. И стоять. И насмерть. Даже если будут при этом материться по-английски. Я не знаю, почему. Может быть, гены. Может — национальный характер. А может, просто потому что — Родина.


Музей «Ильинские рубежи» (если кто не знает), находится сразу за деревьями при повороте на нашу дорогу из Ильинского. Зимой работал с 10 до 18 кроме понедельника и последней пятницы месяца. Музеем заведует: Силкина Людмила Алексеевна, тел. (48431)3-7449.

http://www.museum.ru/M620

Можно просто заехать туда по дороге в поселение.

Может, просто потому что — Родина.

Вечный огонь
Вечный огонь на Ильинских рубежах

Вид от музея на мемориал и вечный огонь в Ильинском:
Вид от музея на мемориал