Кулясов И.П., Кулясова А.А.
экопоселение Гришино, Карелия
Представляем вашему вниманию маршрут экоэтнологической тропы экопоселения Гришино и предлагаем всем заинтересовавшимся создать силами единомышленников подобную тропу у себя. Это позволит сохранить природно-культурное достояние вашего родного края. Наша тропа протяжённостью 4 км состоит из десяти объектов. Она проходит по территории традиционной жизнедеятельности, которую условно можно разделить на 7 частей (пространств):
1) Традиционный деревенский дом — крыльцо, сени, разделяющая дом на две половины матица, кухня и печь, бабий кут, красный угол, другая половина, домашняя утварь, летние холодные жилые помещения (горницы, сенники, мушники), чердак, хозяйственный двор для животных и хранения сена, соломы, инструмента и многого другого, необходимого на все случаи деревенской жизни;
2) Деревня — жилые дома с помещениями для животных, огороды и сады, колодцы, улица, качели и бани (могут располагаться как на территории деревни, так и за территорией), околица (граница деревенского пространства);
3) Поля (пашни, пастбища) и хозяйственные постройки — амбары, мельницы, овины, риги, сеновалы, межи (границы родового владения);
4) Угодья — сенокосные, лесные, грибные, ягодные, рыболовные, охотничьи и др.;
5) Пути — междеревенские дороги-большаки, броды /иногда мосты/, просёлочные дороги, тропы и тропинки, росстани (перекрёстки).
6) Сакральные места — православные храмы и часовни, погосты, святые родники, обетные и придорожные кресты, праздничные поляны и ложки (лужайки), лысые и красные горки, обрядовые камни и деревья, священные рощи, ручьи, озёра и др.;
7) Нетронутая Природа – заветные, заповедные, охраняемые, особо ценные, восстанавливающие и приумножающие природные ресурсы места, сохраняющие биоразнообразие, ландшафт и угодья, противоэрозийные, красивые и эстетичные, неудобья (овраги, осыпи, буреломы, быстрины и омуты на реках, болотины и непроходимые болота), запретные места (лихие, гиблые, заговорённые, заколдованные).
ОБЪЕКТЫ ЭКОЭТНОТРОПЫ
- Традиционный деревенский дом 7
- Деревня 11
- Поля, луга и хозяйственные постройки 13
- Угодья 19
- Родник 23
- Лес 25
- Песчаный карьер 27
- Росстань 29
- Брод через реку 31
- Большой Камень 33
1. ТРАДИЦИОННЫЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ
С этого объекта начинаем нашу экскурсию, наше движение по экоэтнотропе. Старинных традиционных домов на территории деревни Гришино сохранилось много, часть из них была куплена экопоселенцами. Традиционный деревенский деревянный (рубленый) дом с русской печью очень экологичен и соответствует условиям этого северного края. Такой дом строится в основном из местных материалов (брёвна, тёс и доски, мох для утепления, кровельная дрань – ею крыли крыши ещё полсотни лет назад). Русская печь универсальна и очень удобна в домашнем обиходе.
Пространство дома начинается с крыльца и сеней — входа в дом. Сени обычно объединяют жилую часть с хозяйственным двором и помещениями для хранения продуктов — мушником, где хранятся в ларях мука и крупы из выращенных зерновых. Чердак обычно используется только для хранения всякого старья.
Пространство при входе в дом до матицы является местом, куда могут зайти соседи, странствующие нищие или другие чужие люди. За матицу, в ту часть дома, где располагается красный угол, заходить можно только по приглашению хозяев.
Как правило, русская печь располагается недалеко от входа в дом. Она может примыкать к стене или находиться в центре жилой части дома и разделять его на несколько частей. Топится она не чаще одного раза в день (в неё закладывается от 8 до 14 больших поленьев) и обогревает большую часть жилого помещения, оставаясь горячей в течение суток. Печь используется для приготовления пищи на весь день — печения хлебов и пирогов, варки щей и каш, подогрева воды для скота, сушения грибов, ягод, трав, овощей, мяса и рыбы во время заготовок и даже как парилка, если нет бани.
Особую роль печь играет и во время традиционных праздничных обрядов. Например, во время празднования нарождающегося нового года особое полено – «бадняк» – обмазывается мёдом и посыпается зерном, затем обжигается в печи, и все домочадцы и гости по очереди бьют по нему кочергой, произнося друг другу добрые пожелания в новом году: «Сколько искр — столько счастья, здоровья, урожая и приплода домашних животных!» и целуются.
Рядом с печью располагаются кухня и бабий кут, где происходит священнодействие приготовления пищи — её творение. Там же хранятся сушеные ягоды, грибы и травы, проводятся домашние оздоровительные и целительные обряды для детей. Это пространство хозяйки дома.
Красный угол находился обычно в передней части дома справа от входа. Эта часть выполняет роль публичного общесемейного пространства. В этом углу висят иконы, там же стоит большой стол, где проходят ежедневные и праздничные трапезы, важные встречи и разговоры, семейные обряды. Например, может произойти договор со сватами, смотрины невесты. Это пространство хозяина дома. Другая половина является обычно отапливаемой частью дома, где домочадцы спят и хранят то, что не хотят выставлять напоказ. Там хранится добро, родовая память в предметах быта. Это внутреннее пространство семьи, куда чужие не заходят никогда. Мы тоже туда заглядывать не будем.
Горница и сенники всегда являются холодными жилыми помещениями. Здесь домочадцы жили в тёплое время года, там же укладывают спать молодожёнов. Так как свадьбы традиционно празднуются после сбора урожая с поздней осени (после Покрова) и до весны (до Масленицы и Великого поста), то такая традиция — испытание для молодожёнов. В такой ситуации уже нельзя не лечь под одно одеяло и тесно прижаться…
Хозяйственный двор предназначен для домашних животных, хранения сена, соломы, инструментов и инвентаря. Такой двор находится под одной крышей с жилым домом, отделяется от него сенями, состоит из верхней и нижней части. В нижней части в хлевах и просто на дворе находятся домашние животные — коровы, лошади, овцы, куры. Собаки и кошки выполняют особую роль хранителей и поэтому вхожи даже в жилую часть дома.
Верхняя часть двора называется повети, она с деревянным полом и большими воротами, к которым примыкает взъезд. В традиционных домах повети настолько большие, что туда по взъезду может заехать лошадь с телегой. На поветях хранится сено, солома, лён. Там же располагается мастерская — верстак, наковальня, точильный станок, там хранятся инструменты и утварь.
2. ДЕРЕВНЯ
Второй объект экоэтнотропы — пространство деревни. Вся сельская жизнедеятельность имеет как хозяйственное, так и сакральное значение. В сельской жизни есть и будни, и праздники.
Праздники служат основой годового круга жизни. Они состоят из народных обрядов и весёлых гуляний. И то и другое имеет значение для взаимодействия с Природой, обеспечения будущего богатого урожая, дождей в достатке для посевов и трав, солнечных дней для сенокосов, защиты от стихийных бедствий и летних заморозков. Для тех, кто остаётся поучаствовать в праздниках вместе с нами, мы расскажем о них после экскурсии во время подготовки к празднику.
Большие деревенские качели могут находиться как на территории деревни, так и за околицей. Они являются обязательным атрибутом весенне-летних праздников, покачаться на них собирается молодёжь. В старину считалось, что чем выше размах качелей, тем выше встанет в поле рожь, гуще вырастет лён.
Околица деревни — это важная граница, разделяющая мир Человека и мир Природы, организованное пространство и пространство, принадлежащее стихиям. Если внутри деревни хозяином является человек, то за околицей полновластными хозяевами являются духи полей, лугов, лесов, рек, ручьев, отдельно стоящих деревьев, видов растений, камней и т.д. Околица — граница не только для человека и домашней живности, но и существующая незримо преграда. Враждебная человеку нечисть перейти её не может.
3. ПОЛЯ, ЛУГА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ
Третий объект нашего маршрута — сельскохозяйственные поля и постройки, луга. Все это находилось сразу за околицей, и было пространством, примыкающим к территории деревни. Здесь располагается ставшее лугом пахотное поле и старинная рига, а также стожара для огромных стогов сена — зародов. В этих местах сжатые зерновые складывали в скирды и оставляли на поле, вывозить снопы могли поздней осенью или даже зимой. Поэтому в риге обычно были печи, чтобы сушить снопы перед обмолотом. Рядом с ригой под одной крышей обычно находился овин, в нём молотили зерновые. Это было неотапливаемое, но хорошо проветриваемое помещение. Рига обычно была на одну семью, иногда ею пользовалось несколько семей по очереди. Хозяевами риги считаются рижник, а овина — овинник, они оберегают собранный урожай.
За околицей располагаются посевные поля. Традиционно сеяли лен, рожь, овес, ячмень, горох, репу, капусту. В конце XIX — начале XX веков стали выращивать и картофель. В настоящее время поле превратилось в луг, на котором можно собирать пищевые, чайные и целебные травы, косить сено. Оно регулярно очищается от зарастания кустарниками и деревьями. На поле и лугу тоже есть свои хозяева — полевой и луговой. Рассказывают, что хозяева строений могут проявлять себя перед человеком в виде маленького, непонятно как выглядящего существа («кот – не кот, хорь – не хорь…»), а на открытом месте в виде сильного неожиданного ветра или вихря, но в сказках они обычно выглядят как странные люди.
Луга обычно скашивались или на них пасся скот, поэтому видовой состав трав был довольно однообразным. В доколхозные времена (до 1930-х гг.), как рассказывали нам старожилы, в хозяйстве обязательно были коровы, и не только для молока и мяса, но и ради удобрения полей и огородов. Коз обычно не держали. Ради овчин и шерсти держали овец. На семью приходилось в среднем по 10 коров, но давали молока они немного. Считалось, что корова-рекордистка та, что может дать 16 и более литров молока, такую называли пудовицей, хозяева ею гордились, а соседи завидовали. Наш луг уже давно не косили, поэтому разнотравье здесь богатое.
Традиционно в пищу использовали белые грибы и солонухи (солили рыжики, различные грузди и млечники). Дикие травы использовали мало, в основном для магических и лечебных целей. По воспоминаниям старожилов, вместо чая заваривали только зверобой и ветки (прутьё) малины. Зверобой в народе называли: березка, заячье дерево, заячья кровь, здоровая трава, зелье светоянское, святоиванская трава, кровавец, молодецкая кровь, красная травица, семибратная кровь, матери божьей слезы, хворобой, звонки–трава. А малину — малинник, малиница, медвежья ягода и др.
Знанием целительных сил растений, их применением, умением их собирать обладали в основном деревенские знахари. Это была отдельная область знания, доверяемая отнюдь не каждому. Ныне люди в экопоселениях очень внимательно изучают грибы и травы, используют их в пищу, для оздоровления и исцеления. Многие растения дают пищу, лекарство, сырье для поделок. Ну, а древесина – наверное, лучший из природных строительных материалов.
Нужно знать растения, их полезные свойства и исходящую от них опасность. Вслушайтесь в народные названия багульника болотного, чтобы понять его свойства: клоповник, душная трава, болотный болиголов, головолом, болотная одурь… На тропе удалось выявить почти полторы сотни различных растений, из них 24 являются ядовитыми. Есть и редкие растения, их экопоселенцы берут под защиту.
Нет в Природе только бесполезных растений. Самая малая и неприметная травка занимает свое место в сложнейшем организме живой Природы и делает свое дело и при жизни, и после смерти. На фотографиях вы видите только некоторые из особо приметных или широко известных растений.
Аконит северный, или борец — красивый, но ядовитый цветок тенистых сырых лесов. Он применялся в народной медицине, но разумеется, только опытными травниками.
Вереск местами образует сплошные заросли и кажется вездесущим. Такие места даже носят соответствующее имя — верещатники. Однако вереск легко вытаптывается, и там, где часто ходят люди, быстро исчезает.
Девясил издалека заметен своими крупными и яркими цветами. Это растение широко применяется и в народной, и в научной медицине.
Кустарник, известный как волчье лыко, носит зловещее видовое название — волчеягодник смертельный. Все части этого растения очень ядовиты, и это следует знать хотя бы для того, чтобы не соблазниться яркими сочными ягодами.
Зверобой, наверное, самое знаменитое из лекарственных растений. А на покосном лугу он — вреден. Большинство животных, ненароком поедая его, заболевают. Иван-чай, бурно растущий на старых гарях, трава замечательная. Вырабатываемый из него чай, по мнению многих, не уступает привычным индийским и цейлонским. А по мнению некоторых — и превосходит их! Еще в ХVI веке в России иван-чай заготавливали тысячами пудов, в том числе на экспорт в Европу.
-
- Многие из растений, обитающих вдоль тропы, достаточно редки, некоторые подлежат особой охране. Если встретите — отнеситесь к ним бережно.
4. УГОДЬЯ
Местные старожилы не разглашают особенности духовной жизни предков, в лучшем случае поведают быличку про своего прадеда, считая, что истории ныне живущих сокровенное. Даже имени было три: одно сокровенное, данное при рождении, второе прозвище, известное в народе, третье метрическое, данное при крещении или в роддоме. Так же и природные духи имеют несколько имён.
Следующий объект нашей тропы — это уже суверенное царство Природы, опушка леса. Мы останавливаемся перед ней и видим несколько ракитовых кустов. Ракита, так же как и верба — разновидность ивы. С вербой связаны обряды вербного воскресенья, её прутьями хлестали детей, хворающих взрослых, домашних животных — на здоровье. Ветви вербы также заваривали как чай, летом делали банные веники.
Ракитов куст часто упоминается в сказках и песнях, там он связан с другим миром, миром предков, смертью. Под ним обычно лежит умирающий герой сказки или песни, на нём сидят млад сизой орёл, ясный сокол и чёрный ворон, они ведут с героем разговоры о жизни и смерти. А ещё до нас дошла поговорка «венчаться у ракитова куста», напоминающая о том, что в дохристианской древности одна из форм свадебного обряда включала обход пары вокруг священного дерева, в том числе ракиты.
Другие известные священные деревья — кедр, дуб, сосна, берёза, яблоня, ель, реже рябина. Кедры и дубы здесь в Природе не растут, хотя встречаются саженые. А про ель вы все знаете, она используется в новогодних и рождественских, а также в погребальных обрядах.
В здешних местах развито почитание отдельно стоящих в поле больших сосен. Сосны считались священными, к ним приходили, чтобы побыть рядом, им нельзя было вредить — ломать ветки или рубить. Существует много быличек о том, как человек, не почитавший традицию, пытался срубить священное дерево и понёс наказание.
Берёза является деревом, связанным с летними зелёными святками, троицей, семиком, русальной неделей. В это время вокруг берёзы водили хороводы, под ней устраивали обрядовую трапезу с яичницей, символизирующей летнее солнце, по завитым ветвям березы гадали, проходя под связанными ветвями берёзы, кумились.
Самым известным священным деревом является лесная яблоня. Она, так же, как и предыдущие — один из прообразов Мирового Дерева. Яблоня в сказках и былинах всегда выступает другом людей, спасителем и исцелителем. Традиционно лесные яблони пересаживались в сады, за ними ухаживали, и тогда они родили яблоки и крупнее и слаще. На опушке леса мы видим ещё такие породы деревьев, как осина и ольха, которые обладают обережной силой, но могут и отнимать силу.
Опушка леса является следующей границей, отделяющей пространство поля и луга от пространства леса. Как вы помните, в каждом из них свой хозяин. Если пространство луга и поля близко человеку, окультурено и не воспринимается диким или опасным, то лес является пространством всецело природным, где властвует своевольный дух-хозяин.
В лесу человек уже должен вести себя по законам леса. А закон здесь такой — не бери ничего лишнего. Традиционное взаимодействие с лесом предполагает потребление его даров в меру, и не больше. Человек может взять столько, сколько ему нужно для жизни — грибов, ягод, трав, деревьев, зверя. Это единый закон для всех, кто пользуется лесом. Лес не любит жадных. Если начинаешь жадничать, то хозяин леса обязательно припомнит это тебе. Если же человек понимает и любит лес, то хозяин леса может и наградить его удачей в лесу. Впустую или в шутку вслух произносить имя хозяина леса считалось опасным.
В доколхозное время в традиции выпас скота был связан с лесом. В условиях лесной зоны животных пасли на лесных полянах, поэтому пастух заключал специальный договор с хозяином леса, чтобы скот не заблудился, был всегда сыт и не тронут дикими зверями. Обычно проводились определенные обряды на Егорья, связанные с тем, чтобы умилостивить хозяина леса, чтобы он хранил скотину от диких зверей. Если же какое-нибудь животное погибало от дикого зверя, это значило, что оно было предназначено духу леса, либо это плата, на которую пастух договорился с лесным хозяином.
Часто, оставаясь в лесу в одиночестве, ощущаешь чьё-то незримое присутствие. Если человек заблудился в лесу, то ему надо сделать определенные действия, чтобы хозяин леса помог выбраться.
5. РОДНИК
Следующий объект тропы — родник. По дороге к нему мы проходим мимо интересного придорожного камня. Его поверхность, обращенная к тропе, сколота и обросла мхами и лишайниками. Кажется, очистишь его и увидишь надпись: «направо пойдёшь — родник найдёшь, налево пойдёшь — грибов наберёшь, обратно пойдёшь – к людям придёшь».
Место у родника называлось Кижёво, так называется и родник. Родники издревле считаются священными природными объектами Родниковой воде приписываются, и не без оснований, целебные свойства. Ну, а если родник иссякает — значит, у людей не все ладно и что-то они сделали не то, сила места убывает, и наоборот: если родники начинали бить, то место становится сильнее, и край расцветёт. От родника спускается вниз быстрый ручей. Здесь начинается сильное понижение, низина ведёт на берег реки Важинки. В лесу всё те же породы деревьев, только сосны почти нет. Место сырое и тёмное.
Растут характерные для таких мест растения: аконит северный, хвощ лесной. Про многие родники рассказывают, что там являлись иконы — на деревьях или из вод родника, поэтому часто рядом с родниками ставили обетные кресты или часовни. К ним приходили люди, просили у родника исцеления и вешали на такой крест расшитое новое полотенце. Нанести вред роднику считается святотатством. Хозяйка родника – берегиня, дух в образе женщины, щедрой, но строгой.
6. ЛЕС
Продолжаем наш путь через следующий объект тропы. От родника выходим на дорогу через ельник-зеленомошник. Останавливаемся на окраине дороги рядом с заросшими мхом грудами камней. По дороге видим различные грибы, которые обычно собирали в этой местности, или несъедобные и ядовитые, которые не использовали. Лес вокруг каменных куч вторичный, его возраст 50-60 лет.
В 30-е годы ХХ века здесь было много лагерей репрессированных, которые работали на валке леса и строительстве дорог. Некоторые из каменных куч – запас камня для дороги. Другие — могилы умерших в лагере людей. Среди этих куч и более древние погребения, и охотничьи ухоронки – места, где прятали добытого лося или кабана.
Каменные насыпи, лежащие близ ровного места, могут быть и иного происхождения. В местном сельском хозяйстве подсечно- огневое земледелие дожило до ХХ века. Рубилась часть леса, сжигалась и расчищалось поле. Удобренное золой, оно давало урожаи несколько лет, потом становилось сенокосом. К краям таких полей и стаскивали камни, которых в нещедрой северной земле было немало. Так и лежат теперь в лесу замшелые каменные кучи, немые свидетели жизни наших предков.
7. ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР
Следующая остановка на тропе — это старый песчаный карьер, разработка его закончилась лет 20-30 назад. Здесь хорошо видно, как медленно и с трудом восстанавливается лес там, где человек похозяйничал грубо и не прибрал за собой.
На дне карьера выложены круги из камней. Это творчество гостей экопоселения Гришино. Так же и наши погружённые в Природу далёкие предки, взаимодействуя с природными духами, творили на стенах пещер изображения, строили мегалитические сооружения и лабиринты из камней, создавали знаки письма…
8. РОССТАНЬ
Росстанью называют перекресток дорог (трёх, четырёх или более), место расставаний. Такие места считались опасными, там можно было пообщаться с природными духами, заглянуть в другой мир. Издревле здесь проводились магические обряды, инициации, гадания. Часто на росстанях ставили кресты (обетные, заветные), которые показывали, что это место — выход в другое пространство. Могли даже построить часовню. Если часовня сгнивала или приходила в негодное состояние, то снова ставили крест.
9. БРОД ЧЕРЕЗ РЕКУ
Мы вышли на девятый объект — старинный брод через реку Важинку. Бродом заведует, охраняет его хозяин брода – бродник. Являясь продолжением путей, переправа через реку всегда играла важную роль. В дохристианскую эпоху возле переправ были святилища и священные рощи. Тут же возникала и деревня мастеров, обеспечивающих изготовление и ремонт всего того, что необходимо в пути. На левом берегу Важинки находится старинная деревня (погост) Согиницы и деревянная церковь, построенная в 1696 году — памятники архитектуры.
Правый берег зарос ивой и другими кустами. Считалось, что на такой берег выходят русалки во время между Троицей и праздником Ивана Купала (русальная неделя, русалии). На Троицу было много обрядов, связанных с русалками. По берегам рек привязывали ленточки, платки, рубахи и пели:
Русалка-царица, красная девица, Возьми хоть худую, рубашечку льняную, Возьми и сорочки, шелковые платочки, Шелковые платочки на летние денечки!
Сумеешь договориться с русалками – будет вдоволь летних дождей, несущих урожай. В сказках и былинах существует образ русалки- берегини как женского начала, связанного с влагой и плодородием.
10. БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ.
Следующий и последний объект нашей экоэтнографической тропы — Большой Камень. Чтобы попасть к нему, надо совершить большой переход по берегу, где растёт много растений, характерных для заливного луга и живущих на границе воды и суши. По дороге к Большому Камню растёт много полезных трав, видны следы деятельности бобров, встречаются ящерицы и змеи, питающиеся жабами и лягушками.
Сам Большой Камень находится на границе суши и воды. В дохристианскую эпоху такие камни посвящались Велесу, владыке вод, лунному владыке, отвечающему за плодородие, благополучие домашних и диких животных. На Русском Севере существовал культ Велеса — одной из ипостасей высшего мужского божества. Поскольку в древности здесь было финно-угорское население, в их традиции Большой Камень мог интерпретироваться и по-другому. Однако в любом случае столь приметные природные объекты, как большие камни, находящиеся недалеко от поселений, всегда использовались в обрядовых целях.
На Северо-Западе России до сих пор есть много священных почитаемых камней, некоторые носят названия Большой Камень, другие имеют иные собственные имена, некоторые переосмыслены как связанные с местночтимыми святыми или Богородицей, Ильёй пророком, Николой. Почитание камней пришло из дохристианского времени. Однако и до наших дней к таким камням часто приходят, общаются с ними, просят об исполнении желаний, приносят с собой зерно, хлеб, конфеты для задабривания. И порой помогает…
экопоселение Гришино, Карелия