Кулясов И.П., Кулясова А.А.
экопоселение Гришино, Карелия

Представляем вашему вниманию маршрут экоэтнологической тропы экопоселения Гришино и предлагаем всем заинтересовавшимся создать силами единомышленников подобную тропу у себя. Это позволит сохранить природно-культурное достояние вашего родного края. Наша тропа протяжённостью 4 км состоит из десяти объектов. Она проходит по территории традиционной жизнедеятельности, которую условно можно разделить на 7 частей (пространств):

1) Традиционный деревенский дом — крыльцо, сени, разделяющая дом на две половины матица, кухня и печь, бабий кут, красный угол, другая половина, домашняя утварь, летние холодные жилые помещения (горницы, сенники, мушники), чердак, хозяйственный двор для животных и хранения сена, соломы, инструмента и многого другого, необходимого на все случаи деревенской жизни;

2) Деревня — жилые дома с помещениями для животных, огороды и сады, колодцы, улица, качели и бани (могут располагаться как на территории деревни, так и за территорией), околица (граница деревенского пространства);

3) Поля (пашни, пастбища) и хозяйственные постройки — амбары, мельницы, овины, риги, сеновалы, межи (границы родового владения);

4) Угодья — сенокосные, лесные, грибные, ягодные, рыболовные, охотничьи и др.;

5) Пути — междеревенские дороги-большаки, броды /иногда мосты/, просёлочные дороги, тропы и тропинки, росстани (перекрёстки).

6) Сакральные места — православные храмы и часовни, погосты, святые родники, обетные и придорожные кресты, праздничные поляны и ложки (лужайки), лысые и красные горки, обрядовые камни и деревья, священные рощи, ручьи, озёра и др.;

7) Нетронутая Природа – заветные, заповедные, охраняемые, особо ценные, восстанавливающие и приумножающие природные ресурсы места, сохраняющие биоразнообразие, ландшафт и угодья, противоэрозийные, красивые и эстетичные, неудобья (овраги, осыпи, буреломы, быстрины и омуты на реках, болотины и непроходимые болота), запретные места (лихие, гиблые, заговорённые, заколдованные).

ОБЪЕКТЫ ЭКОЭТНОТРОПЫ

  1. Традиционный деревенский дом 7
  2. Деревня 11
  3. Поля, луга и хозяйственные постройки 13
  4. Угодья 19
  5. Родник 23
  6. Лес 25
  7. Песчаный карьер 27
  8. Росстань 29
  9. Брод через реку 31
  10. Большой Камень 33

1. ТРАДИЦИОННЫЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ДОМ

С этого объекта начинаем нашу экскурсию, наше движение по экоэтнотропе. Старинных традиционных домов на территории деревни Гришино сохранилось много, часть из них была куплена экопоселенцами. Традиционный деревенский деревянный (рубленый) дом с русской печью очень экологичен и соответствует условиям этого северного края. Такой дом строится в основном из местных материалов (брёвна, тёс и доски, мох для утепления, кровельная дрань – ею крыли крыши ещё полсотни лет назад). Русская печь универсальна и очень удобна в домашнем обиходе.

Пространство дома начинается с крыльца и сеней — входа в дом. Сени обычно объединяют жилую часть с хозяйственным двором и помещениями для хранения продуктов — мушником, где хранятся в ларях мука и крупы из выращенных зерновых. Чердак обычно используется только для хранения всякого старья.

Пространство при входе в дом до матицы является местом, куда могут зайти соседи, странствующие нищие или другие чужие люди. За матицу, в ту часть дома, где располагается красный угол, заходить можно только по приглашению хозяев.

Как правило, русская печь располагается недалеко от входа в дом. Она может примыкать к стене или находиться в центре жилой части дома и разделять его на несколько частей. Топится она не чаще одного раза в день (в неё закладывается от 8 до 14 больших поленьев) и обогревает большую часть жилого помещения, оставаясь горячей в течение суток. Печь используется для приготовления пищи на весь день — печения хлебов и пирогов, варки щей и каш, подогрева воды для скота, сушения грибов, ягод, трав, овощей, мяса и рыбы во время заготовок и даже как парилка, если нет бани.

Особую роль печь играет и во время традиционных праздничных обрядов. Например, во время празднования нарождающегося нового года особое полено – «бадняк» – обмазывается мёдом и посыпается зерном, затем обжигается в печи, и все домочадцы и гости по очереди бьют по нему кочергой, произнося друг другу добрые пожелания в новом году: «Сколько искр — столько счастья, здоровья, урожая и приплода домашних животных!» и целуются.

Рядом с печью располагаются кухня и бабий кут, где происходит священнодействие приготовления пищи — её творение. Там же хранятся сушеные ягоды, грибы и травы, проводятся домашние оздоровительные и целительные обряды для детей. Это пространство хозяйки дома.

Красный угол находился обычно в передней части дома справа от входа. Эта часть выполняет роль публичного общесемейного пространства. В этом углу висят иконы, там же стоит большой стол, где проходят ежедневные и праздничные трапезы, важные встречи и разговоры, семейные обряды. Например, может произойти договор со сватами, смотрины невесты. Это пространство хозяина дома. Другая половина является обычно отапливаемой частью дома, где домочадцы спят и хранят то, что не хотят выставлять напоказ. Там хранится добро, родовая память в предметах быта. Это внутреннее пространство семьи, куда чужие не заходят никогда. Мы тоже туда заглядывать не будем.

Горница и сенники всегда являются холодными жилыми помещениями. Здесь домочадцы жили в тёплое время года, там же укладывают спать молодожёнов. Так как свадьбы традиционно празднуются после сбора урожая с поздней осени (после Покрова) и до весны (до Масленицы и Великого поста), то такая традиция — испытание для молодожёнов. В такой ситуации уже нельзя не лечь под одно одеяло и тесно прижаться…

Хозяйственный двор предназначен для домашних животных, хранения сена, соломы, инструментов и инвентаря. Такой двор находится под одной крышей с жилым домом, отделяется от него сенями, состоит из верхней и нижней части. В нижней части в хлевах и просто на дворе находятся домашние животные — коровы, лошади, овцы, куры. Собаки и кошки выполняют особую роль хранителей и поэтому вхожи даже в жилую часть дома.

Верхняя часть двора называется повети, она с деревянным полом и большими воротами, к которым примыкает взъезд. В традиционных домах повети настолько большие, что туда по взъезду может заехать лошадь с телегой. На поветях хранится сено, солома, лён. Там же располагается мастерская — верстак, наковальня, точильный станок, там хранятся инструменты и утварь.

2. ДЕРЕВНЯ

Второй объект экоэтнотропы — пространство деревни. Вся сельская жизнедеятельность имеет как хозяйственное, так и сакральное значение. В сельской жизни есть и будни, и праздники.

Праздники служат основой годового круга жизни. Они состоят из народных обрядов и весёлых гуляний. И то и другое имеет значение для взаимодействия с Природой, обеспечения будущего богатого урожая, дождей в достатке для посевов и трав, солнечных дней для сенокосов, защиты от стихийных бедствий и летних заморозков. Для тех, кто остаётся поучаствовать в праздниках вместе с нами, мы расскажем о них после экскурсии во время подготовки к празднику.

Большие деревенские качели могут находиться как на территории деревни, так и за околицей. Они являются обязательным атрибутом весенне-летних праздников, покачаться на них собирается молодёжь. В старину считалось, что чем выше размах качелей, тем выше встанет в поле рожь, гуще вырастет лён.

Околица деревни — это важная граница, разделяющая мир Человека и мир Природы, организованное пространство и пространство, принадлежащее стихиям. Если внутри деревни хозяином является человек, то за околицей полновластными хозяевами являются духи полей, лугов, лесов, рек, ручьев, отдельно стоящих деревьев, видов растений, камней и т.д. Околица — граница не только для человека и домашней живности, но и существующая незримо преграда. Враждебная человеку нечисть перейти её не может.

3. ПОЛЯ, ЛУГА И ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПОСТРОЙКИ

Третий объект нашего маршрута — сельскохозяйственные поля и постройки, луга. Все это находилось сразу за околицей, и было пространством, примыкающим к территории деревни. Здесь располагается ставшее лугом пахотное поле и старинная рига, а также стожара для огромных стогов сена — зародов. В этих местах сжатые зерновые складывали в скирды и оставляли на поле, вывозить снопы могли поздней осенью или даже зимой. Поэтому в риге обычно были печи, чтобы сушить снопы перед обмолотом. Рядом с ригой под одной крышей обычно находился овин, в нём молотили зерновые. Это было неотапливаемое, но хорошо проветриваемое помещение. Рига обычно была на одну семью, иногда ею пользовалось несколько семей по очереди. Хозяевами риги считаются рижник, а овина — овинник, они оберегают собранный урожай.

За околицей располагаются посевные поля. Традиционно сеяли лен, рожь, овес, ячмень, горох, репу, капусту. В конце XIX — начале XX веков стали выращивать и картофель. В настоящее время поле превратилось в луг, на котором можно собирать пищевые, чайные и целебные травы, косить сено. Оно регулярно очищается от зарастания кустарниками и деревьями. На поле и лугу тоже есть свои хозяева — полевой и луговой. Рассказывают, что хозяева строений могут проявлять себя перед человеком в виде маленького, непонятно как выглядящего существа («кот – не кот, хорь – не хорь…»), а на открытом месте в виде сильного неожиданного ветра или вихря, но в сказках они обычно выглядят как странные люди.

Луга обычно скашивались или на них пасся скот, поэтому видовой состав трав был довольно однообразным. В доколхозные времена (до 1930-х гг.), как рассказывали нам старожилы, в хозяйстве обязательно были коровы, и не только для молока и мяса, но и ради удобрения полей и огородов. Коз обычно не держали. Ради овчин и шерсти держали овец. На семью приходилось в среднем по 10 коров, но давали молока они немного. Считалось, что корова-рекордистка та, что может дать 16 и более литров молока, такую называли пудовицей, хозяева ею гордились, а соседи завидовали. Наш луг уже давно не косили, поэтому разнотравье здесь богатое.

Традиционно в пищу использовали белые грибы и солонухи (солили рыжики, различные грузди и млечники). Дикие травы использовали мало, в основном для магических и лечебных целей. По воспоминаниям старожилов, вместо чая заваривали только зверобой и ветки (прутьё) малины. Зверобой в народе называли: березка, заячье дерево, заячья кровь, здоровая трава, зелье светоянское, святоиванская трава, кровавец, молодецкая кровь, красная травица, семибратная кровь, матери божьей слезы, хворобой, звонки–трава. А малину — малинник, малиница, медвежья ягода и др.

     
На этом лугу очень много различных трав, которые можно использовать в пищу или напитки. Например, иван-чай используется для приготовления различных видов чая, молодые побеги — в салат, суп, тушеные как второе блюдо. Традиционные его названия — копорский чай, кипрей, богородицына трава, дремуха, красный цвет, маточник, мельничник, плакун-трава, пуховник, скрипун, стенник, хлебница, шелковица, ненадычка, петушковы яблоки, сапожник и др. У манжетки можно использовать лист и соцветия в салаты, супы и вторые блюда. Эта трава обладает сильно выраженным противоспалительным действием. Её называли аксютина трава, баранник, богова слезка, горлянка, грудная трава, грудница, копытник, звездчатая трава, лапка гусиная, недужная поползуха, приворот, родимая, росник, сердечная, лапа львиная, борка, суховая трава, лесной хрен, шапошник, лапышка, камчужник и др.

Знанием целительных сил растений, их применением, умением их собирать обладали в основном деревенские знахари. Это была отдельная область знания, доверяемая отнюдь не каждому. Ныне люди в экопоселениях очень внимательно изучают грибы и травы, используют их в пищу, для оздоровления и исцеления. Многие растения дают пищу, лекарство, сырье для поделок. Ну, а древесина – наверное, лучший из природных строительных материалов.

Нужно знать растения, их полезные свойства и исходящую от них опасность. Вслушайтесь в народные названия багульника болотного, чтобы понять его свойства: клоповник, душная трава, болотный болиголов, головолом, болотная одурь… На тропе удалось выявить почти полторы сотни различных растений, из них 24 являются ядовитыми. Есть и редкие растения, их экопоселенцы берут под защиту.

Нет в Природе только бесполезных растений. Самая малая и неприметная травка занимает свое место в сложнейшем организме живой Природы и делает свое дело и при жизни, и после смерти. На фотографиях вы видите только некоторые из особо приметных или широко известных растений.

Аконит северный, или борец — красивый, но ядовитый цветок тенистых сырых лесов. Он применялся в народной медицине, но разумеется, только опытными травниками.

Вереск местами образует сплошные заросли и кажется вездесущим. Такие места даже носят соответствующее имя — верещатники. Однако вереск легко вытаптывается, и там, где часто ходят люди, быстро исчезает.

Девясил издалека заметен своими крупными и яркими цветами. Это растение широко применяется и в народной, и в научной медицине.

Кустарник, известный как волчье лыко, носит зловещее видовое название — волчеягодник смертельный. Все части этого растения очень ядовиты, и это следует знать хотя бы для того, чтобы не соблазниться яркими сочными ягодами.

Зверобой, наверное, самое знаменитое из лекарственных растений. А на покосном лугу он — вреден. Большинство животных, ненароком поедая его, заболевают. Иван-чай, бурно растущий на старых гарях, трава замечательная. Вырабатываемый из него чай, по мнению многих, не уступает привычным индийским и цейлонским. А по мнению некоторых — и превосходит их! Еще в ХVI веке в России иван-чай заготавливали тысячами пудов, в том числе на экспорт в Европу.

  

    • Многие из растений, обитающих вдоль тропы, достаточно редки, некоторые подлежат особой охране. Если встретите — отнеситесь к ним бережно.

4. УГОДЬЯ

Местные старожилы не разглашают особенности духовной жизни предков, в лучшем случае поведают быличку про своего прадеда, считая, что истории ныне живущих сокровенное. Даже имени было три: одно сокровенное, данное при рождении, второе прозвище, известное в народе, третье метрическое, данное при крещении или в роддоме. Так же и природные духи имеют несколько имён.

Следующий объект нашей тропы — это уже суверенное царство Природы, опушка леса. Мы останавливаемся перед ней и видим несколько ракитовых кустов. Ракита, так же как и верба — разновидность ивы. С вербой связаны обряды вербного воскресенья, её прутьями хлестали детей, хворающих взрослых, домашних животных — на здоровье. Ветви вербы также заваривали как чай, летом делали банные веники.

Ракитов куст часто упоминается в сказках и песнях, там он связан с другим миром, миром предков, смертью. Под ним обычно лежит умирающий герой сказки или песни, на нём сидят млад сизой орёл, ясный сокол и чёрный ворон, они ведут с героем разговоры о жизни и смерти. А ещё до нас дошла поговорка «венчаться у ракитова куста», напоминающая о том, что в дохристианской древности одна из форм свадебного обряда включала обход пары вокруг священного дерева, в том числе ракиты.

Другие известные священные деревья — кедр, дуб, сосна, берёза, яблоня, ель, реже рябина. Кедры и дубы здесь в Природе не растут, хотя встречаются саженые. А про ель вы все знаете, она используется в новогодних и рождественских, а также в погребальных обрядах.

В здешних местах развито почитание отдельно стоящих в поле больших сосен. Сосны считались священными, к ним приходили, чтобы побыть рядом, им нельзя было вредить — ломать ветки или рубить. Существует много быличек о том, как человек, не почитавший традицию, пытался срубить священное дерево и понёс наказание.

Берёза является деревом, связанным с летними зелёными святками, троицей, семиком, русальной неделей. В это время вокруг берёзы водили хороводы, под ней устраивали обрядовую трапезу с яичницей, символизирующей летнее солнце, по завитым ветвям березы гадали, проходя под связанными ветвями берёзы, кумились.

Самым известным священным деревом является лесная яблоня. Она, так же, как и предыдущие — один из прообразов Мирового Дерева. Яблоня в сказках и былинах всегда выступает другом людей, спасителем и исцелителем. Традиционно лесные яблони пересаживались в сады, за ними ухаживали, и тогда они родили яблоки и крупнее и слаще. На опушке леса мы видим ещё такие породы деревьев, как осина и ольха, которые обладают обережной силой, но могут и отнимать силу.

Опушка леса является следующей границей, отделяющей пространство поля и луга от пространства леса. Как вы помните, в каждом из них свой хозяин. Если пространство луга и поля близко человеку, окультурено и не воспринимается диким или опасным, то лес является пространством всецело природным, где властвует своевольный дух-хозяин.

В лесу человек уже должен вести себя по законам леса. А закон здесь такой — не бери ничего лишнего. Традиционное взаимодействие с лесом предполагает потребление его даров в меру, и не больше. Человек может взять столько, сколько ему нужно для жизни — грибов, ягод, трав, деревьев, зверя. Это единый закон для всех, кто пользуется лесом. Лес не любит жадных. Если начинаешь жадничать, то хозяин леса обязательно припомнит это тебе. Если же человек понимает и любит лес, то хозяин леса может и наградить его удачей в лесу. Впустую или в шутку вслух произносить имя хозяина леса считалось опасным.

В доколхозное время в традиции выпас скота был связан с лесом. В условиях лесной зоны животных пасли на лесных полянах, поэтому пастух заключал специальный договор с хозяином леса, чтобы скот не заблудился, был всегда сыт и не тронут дикими зверями. Обычно проводились определенные обряды на Егорья, связанные с тем, чтобы умилостивить хозяина леса, чтобы он хранил скотину от диких зверей. Если же какое-нибудь животное погибало от дикого зверя, это значило, что оно было предназначено духу леса, либо это плата, на которую пастух договорился с лесным хозяином.

Часто, оставаясь в лесу в одиночестве, ощущаешь чьё-то незримое присутствие. Если человек заблудился в лесу, то ему надо сделать определенные действия, чтобы хозяин леса помог выбраться.

5. РОДНИК

Следующий объект тропы — родник. По дороге к нему мы проходим мимо интересного придорожного камня. Его поверхность, обращенная к тропе, сколота и обросла мхами и лишайниками. Кажется, очистишь его и увидишь надпись: «направо пойдёшь — родник найдёшь, налево пойдёшь — грибов наберёшь, обратно пойдёшь – к людям придёшь».

Место у родника называлось Кижёво, так называется и родник. Родники издревле считаются священными природными объектами Родниковой воде приписываются, и не без оснований, целебные свойства. Ну, а если родник иссякает — значит, у людей не все ладно и что-то они сделали не то, сила места убывает, и наоборот: если родники начинали бить, то место становится сильнее, и край расцветёт. От родника спускается вниз быстрый ручей. Здесь начинается сильное понижение, низина ведёт на берег реки Важинки. В лесу всё те же породы деревьев, только сосны почти нет. Место сырое и тёмное.

Растут характерные для таких мест растения: аконит северный, хвощ лесной. Про многие родники рассказывают, что там являлись иконы — на деревьях или из вод родника, поэтому часто рядом с родниками ставили обетные кресты или часовни. К ним приходили люди, просили у родника исцеления и вешали на такой крест расшитое новое полотенце. Нанести вред роднику считается святотатством. Хозяйка родника – берегиня, дух в образе женщины, щедрой, но строгой.

6. ЛЕС

Продолжаем наш путь через следующий объект тропы. От родника выходим на дорогу через ельник-зеленомошник. Останавливаемся на окраине дороги рядом с заросшими мхом грудами камней. По дороге видим различные грибы, которые обычно собирали в этой местности, или несъедобные и ядовитые, которые не использовали. Лес вокруг каменных куч вторичный, его возраст 50-60 лет.

В 30-е годы ХХ века здесь было много лагерей репрессированных, которые работали на валке леса и строительстве дорог. Некоторые из каменных куч – запас камня для дороги. Другие — могилы умерших в лагере людей. Среди этих куч и более древние погребения, и охотничьи ухоронки – места, где прятали добытого лося или кабана.

Каменные насыпи, лежащие близ ровного места, могут быть и иного происхождения. В местном сельском хозяйстве подсечно- огневое земледелие дожило до ХХ века. Рубилась часть леса, сжигалась и расчищалось поле. Удобренное золой, оно давало урожаи несколько лет, потом становилось сенокосом. К краям таких полей и стаскивали камни, которых в нещедрой северной земле было немало. Так и лежат теперь в лесу замшелые каменные кучи, немые свидетели жизни наших предков.

7. ПЕСЧАНЫЙ КАРЬЕР

Следующая остановка на тропе — это старый песчаный карьер, разработка его закончилась лет 20-30 назад. Здесь хорошо видно, как медленно и с трудом восстанавливается лес там, где человек похозяйничал грубо и не прибрал за собой.

На дне карьера выложены круги из камней. Это творчество гостей экопоселения Гришино. Так же и наши погружённые в Природу далёкие предки, взаимодействуя с природными духами, творили на стенах пещер изображения, строили мегалитические сооружения и лабиринты из камней, создавали знаки письма…

8. РОССТАНЬ

Росстанью называют перекресток дорог (трёх, четырёх или более), место расставаний. Такие места считались опасными, там можно было пообщаться с природными духами, заглянуть в другой мир. Издревле здесь проводились магические обряды, инициации, гадания. Часто на росстанях ставили кресты (обетные, заветные), которые показывали, что это место — выход в другое пространство. Могли даже построить часовню. Если часовня сгнивала или приходила в негодное состояние, то снова ставили крест.

  
Дальше лесная дорога спускается к реке. Меняется растительность, появляются характерные травы — таволга, аконит, хвощ, заросли малины. Пересекаем ручей. Характерным признаком того, что этот ручей лесной и не подвергался воздействию человека, является густое зарастание его берегов, извилистое русло. Ручей тоже имеет свою хозяйку, берегиню.

9. БРОД ЧЕРЕЗ РЕКУ

Мы вышли на девятый объект — старинный брод через реку Важинку. Бродом заведует, охраняет его хозяин брода – бродник. Являясь продолжением путей, переправа через реку всегда играла важную роль. В дохристианскую эпоху возле переправ были святилища и священные рощи. Тут же возникала и деревня мастеров, обеспечивающих изготовление и ремонт всего того, что необходимо в пути. На левом берегу Важинки находится старинная деревня (погост) Согиницы и деревянная церковь, построенная в 1696 году — памятники архитектуры.

Правый берег зарос ивой и другими кустами. Считалось, что на такой берег выходят русалки во время между Троицей и праздником Ивана Купала (русальная неделя, русалии). На Троицу было много обрядов, связанных с русалками. По берегам рек привязывали ленточки, платки, рубахи и пели:

Русалка-царица, красная девица, Возьми хоть худую, рубашечку льняную, Возьми и сорочки, шелковые платочки, Шелковые платочки на летние денечки!

Сумеешь договориться с русалками – будет вдоволь летних дождей, несущих урожай. В сказках и былинах существует образ русалки- берегини как женского начала, связанного с влагой и плодородием.

10. БОЛЬШОЙ КАМЕНЬ.

Следующий и последний объект нашей экоэтнографической тропы — Большой Камень. Чтобы попасть к нему, надо совершить большой переход по берегу, где растёт много растений, характерных для заливного луга и живущих на границе воды и суши. По дороге к Большому Камню растёт много полезных трав, видны следы деятельности бобров, встречаются ящерицы и змеи, питающиеся жабами и лягушками.

Сам Большой Камень находится на границе суши и воды. В дохристианскую эпоху такие камни посвящались Велесу, владыке вод, лунному владыке, отвечающему за плодородие, благополучие домашних и диких животных. На Русском Севере существовал культ Велеса — одной из ипостасей высшего мужского божества. Поскольку в древности здесь было финно-угорское население, в их традиции Большой Камень мог интерпретироваться и по-другому. Однако в любом случае столь приметные природные объекты, как большие камни, находящиеся недалеко от поселений, всегда использовались в обрядовых целях.

На Северо-Западе России до сих пор есть много священных почитаемых камней, некоторые носят названия Большой Камень, другие имеют иные собственные имена, некоторые переосмыслены как связанные с местночтимыми святыми или Богородицей, Ильёй пророком, Николой. Почитание камней пришло из дохристианского времени. Однако и до наших дней к таким камням часто приходят, общаются с ними, просят об исполнении желаний, приносят с собой зерно, хлеб, конфеты для задабривания. И порой помогает…

экопоселение Гришино, Карелия