В нашей широте (Калужская область, 140 километров к юго-востоку от Москвы) конец зимы — это приблизительно середина-конец марта, когда ещё лежит снег, но уже и пригревает солнышко, образуя небольшие проталины и весело журчащие чистые ручейки. В один из таких, достаточно тёплых, солнечных и безветренных дней, пчёлки начинают потихоньку высовываться из улья. Это ещё не весенний облёт, а некая «разведка», когда одиночные особи выходят на переднюю стенку улья и стремительно срываются в воздух, совершая свой первый короткий исследовательский полёт. Настоящий облёт будет чуть позже и может произойти массово в один день, а может занять и больше недели.

Смысл весеннего облёта — очищение кишечника. В течение долгих зимних месяцев пчёлки питаются мёдом и, не имея возможности вылететь из улья, консервируют отходы в своём кишечнике. С учётом того, что к весне масса отходов может составить до половины массы самой пчелы, становится понятным, почему при первой возможности пчёлки стараются хоть совсем ненадолго, но вылететь наружу.

Дружный массовый весенний облёт для пчеловода всегда праздник! Это и начало нового сезона, и свидетельство того, что с пчелиными семьями всё в порядке. Однако я на своей пасеке не раз замечал, что проводить прямую зависимость между массовостью облёта и силой семьи не стоит. Бывает, что благополучные семьи с облётом совсем не торопятся и совершают его в самые поздние сроки. Это легко объяснимо — в сильной семье каждая отдельная пчёлка за зиму съедает значительно меньше мёда, чем в слабой, и, если медовые запасы были качественными, и в улье нет сырости, то и крайней нужды в срочном вылете не будет. И наоборот, если после раннего облёта на стенках улья в большом количестве остаются тёмные пятнышки, это говорит о крайне переполненном кишечнике или порче его содержимого в результате развития патогенной микрофлоры, в том числе вызывающей нозематоз. Такую семью необходимо взять на заметку, поскольку с ней могут быть проблемы и в дальнейшем.

С крайней ситуацией — когда пчелиная семья не облётывается вовсе — мне в своей практике также приходилось сталкиваться, причём неоднократно. То есть вся пасека облётывается, а часть ульев ведут себя так, как будто пчёл в них совсем нет. Но приблизишь ухо к летку и слегка стукнешь по корпусу — раздаётся дружный, быстро стихающий гул. Значит, с семьёй всё в порядке. Скорее всего (это моё предположение), это были случаи зимовки, приближенной к «идеальной». То есть у пчёлок к концу зимы не возникало критического наполнения кишечника, и они освобождали его, просто начиная работать на первом взятке.

Самый первый ощутимый взяток у нас начинается приблизительно в середине апреля. Главным медоносом в это время является ива, которая начинает цвести уже в то время, когда кое-где в густом лесу и на северных склонах ещё можно увидеть остатки снега. Ива цветёт обильно и долго, с учётом сдвига сроков в зависимости от расположения отдельных деревьев — на открытых солнечных полянах или в тенистой речной пойме. Почти одновременно с ивой появляется ряд первоцветов, таких, как мать-и-мачеха, а чуть позже — лещина и клён. Первый весенний взяток имеет для пчелиной семьи особенное значение, поскольку помогает оправиться после зимовки и приступить к первому периоду грядущего сезона — весеннему развитию.

Весна — время ревизии пчелиных семей, единственный раз в году, когда я разбираю и осматриваю гнездо. И здесь есть два варианта, принципиально отличающихся друг от друга. Первый вариант — «поздняя» весенняя ревизия с одновременным расширением тремя-четырьмя рамочками вощины — подробно описан в первой книге. Провожу её в период с начала до середины мая, но никак не позже. До этого времени ограничиваюсь лишь внешним осмотром: если семья дружно работает, пчёлки носят «обножку», и в улье имеется необходимый запас мёда, то до ревизии в него не заглядываю. Как определяю наличие мёда? Пробуя улей «на вес». Для этого берусь за тот край, в котором располагается семья, и чуть-чуть приподнимаю. Своим гостям, которые случаются в это время, я предлагаю поучаствовать в этой процедуре. И любой человек, «попробовав» сначала улей без пчёл, а после этого с пчёлами, сразу определяет, есть ли в нём мёдовый запас и приблизительно какой. Поскольку мёда в зиму я всегда стараюсь оставить с небольшим избытком, то есть не меньше 25 килограммов, то на весну килограммов 10 в каждой семье остаётся, и беспокоиться не о чем. Но если улей кажется слишком лёгким, что говорит о критичности ситуации (обычно это слабые роевые семьи прошлого сезона), то даю мёд в кормушке или подставляю хорошую медовую рамочку.

Второй вариант весенней ревизии, который я начал применять в последние пару лет, и который мне представляется весьма перспективным — это «ранняя весенняя ревизия». Чем она отличается от поздней? Во-первых, сроками проведения. Раннюю ревизию можно проводить в первые же тёплые солнечные дни, которые у нас всякий год случаются в начале апреля. То есть практически сразу после массового очистительного облёта. Второе отличие — перемещение гнездовой части. Если семья зимовала в центре улья (об этом чуть позже), то передвигаю её к одной из торцевых стенок, если зимовала вплотную к торцевой стенке, то перемещаю её к противоположной. Для этого пускаю несколько клубов дыма в леток и, открыв крышку улья, вынимаю перегородку и начинаю одна за другой осматривать рамочки. Пустые (без расплода и запасов) рамочки убираю совсем, остальные, бегло просмотрев, в том же порядке переставляю к торцевой стенке. С краёв всегда должны располагаться рамки с медово-перговыми запасами (по одной или больше), а в середине — рамки с расплодом в том же порядке, как они и располагались в улье. Пред тем, как вернуть тёплую перегородку, добавляю одну рамочку с вощиной — для контроля и для того, чтобы при появлении у семьи строительного «настроения» уже был определённый объём работы. И, закончив операцию, «перемещаю» леток. То есть открываю его сантиметров на 15 в том месте, где располагается гнездо (но ближе к перегородке), а старый леток закрываю. И в таком виде семью оставляю до начала-середины мая, то есть до наступления устойчивого тепла и взятка.

В чём смысл всей этой операции? Их несколько.

      1. Очень ранняя ревизия позволяет сразу после выхода пчелиной семьи из зимовки оценить её состояние, в том числе самое главное — наличие расплода, а значит работу пчелиной матки. Если семья выглядит нормально, а расплода нет, то её нетрудно «исправить» самым простым и распространённым способом. Из сильной и хорошо перезимовавшей семьи достаём одну рамочку со свежим «посевом» (одно-трёхдневными яичками) и, аккуратно стряхнув с неё пчёл, переставляем в проблемную семью, ближе к центру гнезда. Яички находятся на самом донышке ячейки и вполне различимы глазом. Их нельзя путать с личинками, которые выглядят как белые червячки, от совсем небольшого размера до очень крупного, во всю восковую ячейку. Эта мера почти всегда приводит к положительному результату — к началу главного взятка семья входит в полную силу.
      2. Во время ревизии нетрудно оценить медовые запасы и, если необходимо, дополнить их. Для этого начинаем ревизию с самых сильных семей, у которых может быть избыток мёда. Лишний мёд семье тоже не нужен, поэтому мы его можем изъять в откачку или дать тем семьям, у которых мёда не хватает (в сумме килограммов десять в каждой семье должно оставаться).
      3. В течение зимы в крайних рамочках и особенно в стенках улья неизбежно накапливается сырость, а вместе с ней плесень и возбудители разнообразных пчелиных болезней. Если мы оставляем ревизию до мая, то пчёлкам самим придётся вычищать и высушивать гнездовую часть улья, то есть делать дополнительную работу. Производя раннюю ревизию, мы убираем ненужные соты со следами сырости и плесени, а также сдвигаем всё гнездо в сухую часть улья. Через день-два после того, как пчёлки полностью успокоятся, можно (и нужно!) будет спокойно открыть улей и обработать место зимовки. Почистить дно и обжечь стенки паяльной лампой или строительным феном. Такая температурная обработка считается самым лучшим способом дезинфекции. Если нет ни того, ни другого, то можно тщательно промыть стенки щёлоком (так делали в старину) или раствором современных средств, таких, как марганцовка. Подобную обработку проводят все серьёзные пасечники с любыми видами ульев, в том числе дадановскими или рутовскими. Мне даже рассказывали про одного пчеловода, который, во избежание накопления возбудителей болезней, просто сжигает корпуса после нескольких лет использования и постоянно делает новые.
      4. Переводя гнездо в сухую часть улья и убирая лишние, опустошённые зимой, рамочки, мы максимально утепляем пчелиную семью. А в этот период, когда на улице ещё довольно холодно, а семья ещё не вошла в силу, это даёт ей дополнительный импульс к развитию.

В случае ранней весенней ревизии необходимость в поздней уже отпадает. В дальнейшем нужно будет лишь сдвигать перегородку и добавлять рамочки с вощиной и сушью. Но это относится уже к другой теме — к весеннему расширению.