Школа на селе – вопрос №2, если считать вопрос с рабочими местами занимающим первое место. Возможно, значение наличия школы ещё больше, учитывая, что там, где есть дети – есть будущее, там есть молодые родители, готовые делать жизнь своих детей лучше, развивать место их проживания, находить ресурсы для собственного развития.
В Ковчеге школа сложилась не сразу и представляла изначально проект нескольких семей, которые договорились вместе обучать своих детей. Прошло более 10 лет, и сегодня школа Ковчега – наиболее масштабный проект, объединяющий жителей поселения. При недавнем подсчёте оказалось, что есть всего лишь несколько семей, которые по разным причинам совсем не соприкасались с этим проектом. Основное же большинство, порядка 60 семей, так или иначе участвовали или участвуют в нашей школе. Конечно, это те, у кого есть дети школьного возраста, но, кроме того, это и те, кто приходит в класс в качестве педагога, не являясь родителем этих детей; это те, кто в летнее время организует для ребят регулярные тренировки по волейболу, походы, участвует в лагерях; это те, кто может отдать своих внуков в лагерь, ибо лагерь у нас есть потому, что есть школа…
Основной принцип – в школу приходит семья. Нельзя просто отдать ребёнка, надо понять, чем ты можешь быть полезен. Не можешь преподавать — готовь обеды, сиди с малышами, пока родитель ведёт урок, вози детей на мероприятия на машине… Всегда найдётся дело! Благодаря этому принципу школа бесплатна. Для всех, и учителей – тоже. Это часто вызывает недоумение: «Педагогический труд требует оплаты!» Это так.
Но почему-то мы часто недооцениваем, насколько много может иметь каждый участник проекта, построенного по принципу некоммерческой кооперации. Я делаю свой вклад, занимаясь с детьми тем, что могу, но зато с моим ребёнком кто-то занимается ремеслом, кто-то везёт в музей, кто-то готовит к экзамену, кто-то учит играть в настольный теннис. И много-много чего ещё. Если бы школа была поставлена на коммерческую основу, половина бы из наших проектов просто не состоялась! В результате у каждого ребёнка есть возможность попробовать силы в музыке, танцах, спорте, театре, ремесле, ну и, конечно, тех предметах, которые принято называть общеобразовательными. И качество образования не теряет от этого – каждый родитель-педагог старается дать свой предмет максимально полно, интересно, эффективно. Для того, чтобы родители знакомились с методикой преподавания, мы организуем периодические семинары, на которые приглашаем опытных учителей. Часто это совсем не обычные методы альтернативной педагогики. И каждый осваивает, применяет то, что ближе, делая свой вклад в общее дело.
В результате, мы имеем единый коллектив детей и взрослых, связанных не на словах, а на деле прочными межпоколенными связями. Мы имеем родителей, которым не надо возить детей куда-то, следовательно, их интерес тоже связан с Ковчегом. Мы имеем площадку, где волей-неволей, но встречается большинство жителей для выстраивания общего. Мы имеем детскую, юношескую дружбу, которая сами знаете чего стоит. Мы имеем возможность доносить до детей наши ценности. Мы имеем возможность получать льготы, как школа, хотя официально мы просто коллектив родителей.
Мы имеем регулярный опыт детских успехов в самых разных областях. Почти все наши дети занимаются музыкой. Среди них – лауреаты районных, областных, всероссийских конкурсов. Среди наших выпускников — ученик театрального колледжа О. Табакова, который выдержал конкурс 200 человек на место, дважды чемпион России по дзюдо, студент университета в Сколково, студент медицинского факультета, студенты фотографы, дизайнеры, автослесари. Кто-то остался в поселении, занимается сыроделием, например. В период недолгих каникул, или когда появляется возможность, старшие преподают младшим.
Но не всё так безоблачно. У нас много вопросов, много сложностей. Они были, есть и будут. Это – жизнь. Но самое главное при этом – идти навстречу друг другу. Идти даже тогда, когда кажется, что нет ничего, что бы объединяло. Идти навстречу. Тогда выход скорее всего будет найден, и не один…
Мы встречаем порой жителей деревень, в которых закрывают школы. Видим их отчаяние и покорность. «Будем возить». Сначала в соседнее село, потом в город. Потом смысл нахождения в родном селе совсем утрачивается. Не сдавайтесь! У вас так много есть! Есть помещения, есть специалисты, есть малая родина, есть коллектив. Всё можно решить сообща! Сейчас можно аттестовывать детей дистанционно. Можно использовать материалы интернета. Можно самим дистанционно обучиться и стать хорошим преподавателем. Но у вас будет общее – с вашими детьми, с вашими соседями, с вашем местом на земле!
Школа играет важнейшую роль в становлении человека. Порой определяет путь. Взять ответственность за образование своих детей — задача не простая, но прекрасная. Мы с удовольствием готовы делиться нашим опытом и будем очень рады, если кого-то он вдохновит, кому-то даст методические инструменты.
Мы организовали специальные семинары. Ближайший состоится 25-26 ноября. На семинаре мы расскажем об истории становления нашей школы, наших сложностях и достижениях, познакомим с теми методиками, которые на наш взгляд наиболее интересны и эффективны. Это методы работы в парах, и малых группах, принципы построения погружений, ноосферное образование, методики Жохова и Соболевой.
Будет ярмарка, баня, концерт. Много практики и того, что сложно описать словами.
Приезжайте! Мы постараемся сделать всё, чтобы у вас сложилась картинка с чего начать, как, что конкретно делать, чтобы вы убедились, что своя школа — это реально, хоть и не просто.
Больше о нас смотрите тут https://vk.com/deti_i_shkola_kovchega
Если у вас остались вопросы или желание связаться с нами, пишите в комментариях этому посту – мы напишем!
Варшавская Нина, экопоселение Ковчег