Гибель пчелиных семей — очень грустная тема, пройти мимо которой вряд ли удалось хотя бы одному пчеловоду. Чисто теоретически уберечь семьи от гибели вроде бы возможно, если каждый год во всех семьях менять маток, аккуратно пролечивать от всех заболеваний и заносить на зиму в хороший зимовник. Есть пчеловоды, которые всё это делают, но и они периодически сталкиваются с разного рода неожиданностями, такими, как очень неудачный год, эпидемия нового заболевания или чем-то ещё в этом роде. И пасеку снова приходится восстанавливать.
Если бы пчелиные семьи не гибли, то их количество в мире постоянно бы увеличивалось. Ведь большинство пчеловодов, так или иначе, размножением пчёл занимается — осаживает рои, делят семьи, делают отводки. Добавим к этому работу специализированных хозяйств (питомников). Однако количество пчелосемей в мире падает, а это значит, что каждый год их гибнет в среднем даже больше, чем образуется. И успешный опыт, когда пчеловод и пасеку свою поддерживает, и лишние семьи продаёт — это скорее счастливое исключение, чем обычная ситуация. К очень большому сожалению. Разобраться в причинах этого — хорошая задача.
А как обстояли дела в первозданной, нетронутой человеком, природе? Как это ни странно, но примерно так же. Разница только в том, что количество пчелосемей будет увеличиваться до тех пор, пока они не займут всю свою экологическую нишу. Но, какой бы богатой она ни была, количество пчёл не может расти бесконечно. А это значит, что после установления равновесия в любой местности «лишние» семьи опять-таки будут гибнуть, поскольку каждый год образуются новые. Инстинкт роения ведь не остановишь. В чём смысл столь суровых законов?
Давайте порассуждаем. Самый жёсткий для пчёл случай — это когда гибель происходит зимой. Но, как уже говорилось, это означает, что пчелиная семья не смогла к зиме достаточно хорошо подготовиться или не справилась с болезнями, которые в это время года проявляются сильнее всего. Зачем тогда этой семье «позволять» иметь потомство? «Летняя» гибель происходит, как правило, по гораздо более мягкому сценарию. По сути дела, в тёплое время года гибнет одна только пчелиная матка, а остальное «население» улья в большинстве случаев благополучно переселяется в другие семьи. Происходит обычно это так: почувствовав, что в какой-либо семье не всё в порядке, пчёлы из других ульев «ломают оборону» и начинают растаскивать её запасы. «Увидев», что помешать этому уже невозможно, пчёлки из неблагополучной семьи сами присоединяются к воровкам, и, принеся взяток в чужой улей, в нём же и остаются. В данном случае смысл гибели очень простой — естественный отбор. Выживает семья с сильной, работоспособной маткой. То же самое происходит и в условиях недостатка нектара (или, то же самое, избытка пчелосемей), когда имеет больше шансов обеспечить себя зимними запасами мёда и остаться в живых опять-таки более сильная и активная семья.
Другим «смыслом» гибели пчелосемей в природе является периодическая дезинфекция и освобождение пчелиных домиков — дупел деревьев. После гибели семьи оставшиеся в дупле старые почерневшие соты с накопившимися в них возбудителями заболеваний уничтожаются восковой молью и всевозможными обитателями леса. После чего очищенное дупло опять становится готовым к приёму новых трудолюбивых обитателей.
Итак, два основных «смысла» гибели пчёл в природе — естественный отбор и обновление гнёзд с одновременной дезинфекцией. Природа выполняет свои задачи, более глобальные по сравнению с сохранением одной единственной пчелосемьи. Эти задачи — опыление растений, поддержание равновесия и сохранение пчелиного Рода на тысячи и миллионы лет вперёд.
А какие задачи решать нам, пчеловодам? Это вопрос хороший, и попробовать найти ответ на него — задача всей нашей жизни, а не только этой небольшой статьи. Но пока вернёмся к теме гибели пчелосемей, а точнее, к вопросу, что же нам со всем этим делать? Здесь я вижу несколько вариантов.